Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

В.К. Бялыницкий-Бируля. Каталог выставки. 1947. Автор: Г.В. Жидков

«От дней детства сохранилось нежное воспоминание о матери, читавшей мне сказки Пушкина и певшей чудесные песни. Крестьяне-охотники учили меня, ребенка, любить и понимать природу», — так говорит о своем вступлении в жизнь В.К. Бялыницкий-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... в своих еще неопубликованных воспоминаниях.

Эти слова поистине знаменательны: через долгие годы своего жизненного и творческого пути пронес художник нежную, трепетную любовь к природе и чудесной поэтичностью проникнуто всё его искусство.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в 1872 году, 31 января по старому стилю, в Белоруссии, в местечке Бялыиичи.

Учиться живописи начал он еще тогда, когда находился в Киевском Владимирском кадетском корпусе. Будущий художник стал заниматься в известной в то время рисовальной школе Н.И. Мурашко. В её стенах, между прочим, он встретился с весьма популярным тогда пейзажистом В.Д. Орловским. Школа Мурашко сообщила своему воспитаннику, пусть и небольшие, профессиональные навыки, но не привила каких-либо определенных взглядов на искусство, не подсказала пути художественных искании. И вот семнадцатилетним юношей Бялыницкий-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... оказывается в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь жива еще была память о замечательных художниках и педагогах, незадолго перед тем определявших лицо московской художественной школы, — В.Г.Перове Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... и А.К.Саврасове Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан...., живы их прекрасные традиции. Среди преподавателей были как представители старшей группы передвижников, так и нового поколения русских художников-реалистов: в начальном классе вел занятия С.А. Коровин Коровин Сергей Алексеевич Коровин Сергей Алексеевич [1858—1908] Русский художник. Живописец и педагог. Старший брат знаменитого художника . Был членом «Союза русских художников». Жил и работал в Москве...., в головном — Н.В. Неврев Неврев Николай Васильевич Неврев Николай Васильевич [1830—1904] Русский художник, мастер бытового жанра, предшественник и характерный представитель искусства "передвижников". В1887-1890 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  ..., в фигурном — И.М. Прянишников Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое....

Вспоминая об этих своих учителях, Бялыницкий-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... подчеркивает, что каждому из них он чем-либо обязан. Так, от С.А. Коровина Коровин Сергей Алексеевич Коровин Сергей Алексеевич [1858—1908] Русский художник. Живописец и педагог. Старший брат знаменитого художника . Был членом «Союза русских художников». Жил и работал в Москве.... пришло понимание этюда как определения основных отношений внутри будущего произведения. Чувство общего начала, объединяющего, в их отношениях, свет и тени, небо и землю, воспитывалось Коровиным. Что касается Н.В. Неврева Неврев Николай Васильевич Неврев Николай Васильевич [1830—1904] Русский художник, мастер бытового жанра, предшественник и характерный представитель искусства "передвижников". В1887-1890 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  ..., то его влияние обусловливалось тем, что он был, по мнению Бялыницкого-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище..., подлинным живописцем. Однако самым любимым из учителей Бялыницкого-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... должен считаться И.М. Прянишников Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое... — замечательный педагог, прекрасный художник и обаятельнейший человек. У него Бялыницкий-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... проучился два года. В Прянишникове Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое... поражало умение с удивительной остротой схватывать явление во всей его жизненности. Неотразимое впечатление. производила    манера поправлять школьные этюды одним-двумя мазками. И.М. Прянишников Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое... воспитывал вкус к «живописному»; характерен в этом отношении тот совет, с которым он нередко обращался к своим питомцам: «Батюшка, бросьте рисовать углем, нужно кистью». Как с педагогом, Бялыницкий-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... столкнулся и с В.Д.Поленовым Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., однако в его мастерской он работал лишь эпизодически, над натюрмортами.

Московское Училище, занятия у только что названных выдающихся живописцев заложили прочную идейно-художественную основу для творческой деятельности Бялыницкого-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище.... Целый ряд положений стал бесспорным для молодого художника, определились известные принципы, которые затем сохранились на десятилетия его работы. Реализм, содержательность художественного произведения, национальный характер образов, эмоциональность их, свободное развитие живописного начала, тонкая культура тона — без всего этого немыслимым стал для Бялыницкого-Бируля труд художника.

Ко времени пребывания Бялыницкого-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... в Училище относится событие, оставившее глубокий след в его биографии. Он был тогда в головном классе. «Помню, наступило рождество, ученическая выставка... Никогда не забыть замечательного человека, внимательно, медленно осматривающего выставку. Все глаза впились в него — это Третьяков. У чьих работ он остановится — значит, счастливец автор; зачастую же только взглянет и пойдет дальше, а вещь приобретена для Третьяковской галереи. Помню, пришел я после ученической выставки в Галерею. В том же здании была квартира и контора Павла Михайловича. Смотрю, за конторкой стоит он сам. Узнав о цели моего посещения, Павел Михайлович ответил улыбкой, проговорив: «Поднимитесь наверх и посмотрите, хорошо ли висит Ваша картина». Не веря своему счастью, вбежав по лестнице, вхожу в зал и вижу — висит моя картина среди работ больших художников. Окрыленный радостью, шел по Москворецкому мосту» («Автобиографический очерк» в каталоге выставки 1943 года произведений Бакшеева, Бялыницкого-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище..., Грабаря Грабарь Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович [1871—1960] Известный советский живописец. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 - 1896) у , посещал мастерскую П.П. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). С 1913 — академик. Действительный..., Лансере Лансере Евгений Евгеньевич Лансере Евгений Евгеньевич [1875—1946]  Русский художник. Академик живописи (1912). Действительный член (1916) ИАХ. Народный художник РСФСР (1945). Сын скульптора Е.А. Лансере и Е.Н. Лансере (Бенуа), племянник архитектора Л.Н. Бенуа, художников Альберта Николаевича и Александра Николаевича..., Павлова и Юона Юон Константин Федорович Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник... в Гос. Третьяковской галерее). В приведенных строках речь идет о работе 1897 года «Из окрестностей Пятигорска». Приобретение Третьяковым того или иного произведения всегда расценивалось как факт, чрезвычайно значительный. На Третьяковскую галлерею уже тогда смотрели, как на национальную сокровищницу русского искусства. Покупка же для Галереи вещи с ученической выставки являлась действительно подлинным событием, в биографии молодого художника. «Глаз» у Третьякова был замечательный. Так, в свое время, на ученической же выставке, приобретая «Осенний день. СокольникиЛевитан И. И. Осенний день. СокольникиОсенний день. Сокольники. 1879Холст, масло, 63,5 x 50Государственная Третьяковская галерея» никому тогда неизвестного юного И. Левитана Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ..., Третьяков как бы угадал в нем будущего прославленного пейзажиста. И теперь, включая в собрания Галлереи небольшую работу Бялыницкого-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище..., Третьяков тем самым не только создал замечательный стимул для его дальнейшей творческой деятельности, но и положил надежное начало общественному признанию художника, только что вступавшего на путь самостоятельной работы.

За этим успехом последовал новый. На XIX выставке Московского общества любителей художеств Бялыницкий-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... экспонирует картину «К весне» и получает на конкурсе Общества 5 декабря 1899 года премию имени В.П. Боткина за пейзаж.

Окончив Училище, художник совершает большую заграничную поездку, продолжавшуюся около трех месяцев и принесшую массу новых впечатлений. Сначала, по словам Бялыницкого-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище..., он оказался в Стокгольме. Здесь, на Всемирной выставке, ему чрезвычайно понравились скандинавские мастера, в частности Цорн и Таулоу. Затем — Голландия. Произведения Рембрандта особенно глубоко запали в душу. Вспоминая теперь о тогдашних своих переживаниях, Бялыницкий-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... говорит о совершенстве формы у Рембрандта, о присущей его живописи «гармонии рисунка со сказочным по красоте цветом». Произведения Бёклина (их довелось увидеть в Швейцарии) «показались мертвыми и нарочитыми после картин скандинавских мастеров». Познакомившись в Мюнхене: с работами старых немецких художников, к которым Бялыницкий-Бируля оказался совершенно равнодушным, он приезжает в Париж, где проводит две недели. «Большое наслаждение получил перед барбизонцами в Лувре. Коро! Как изумительна в его картинах связь воздуха, земли, деревьев, как захватывает его чудесная живописность! Но, может быть, в еще большей мере из художников этого круга мои симпатии завоевал Добиньи». (Неопубликованные воспоминания художника.)

Художественное воспитание, полученное Бялыницким-Бируля Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович [1872—1957] Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище... в Московском Училище, помогало ему, следовательно, определенным образом разбираться в многообразных впечатлениях, возникавших во время посещения заграничных музеев и выставок. Не случаен особый интерес, проявленный к творчеству великого реалиста Рембрандта; вполне закономерно признание высоких живописных достоинств Коро; очень интересно сочувственное выделение Добиньи, скромное и вместе с тем лирическое искусство которого делает его мастером, из всех барбизонцев внутренне наиболее близким к русской пейзажной школе второй  половины  XIX века;  характерно неприятие творчества центральной фигуры раннего немецкого модерна — Бёклина.