Перов Василий Григорьевич [1834—1882]

  • Страница №5

Василий Григорьевич Перов. 1985. Автор: В.А. Леняшин

В проблеме «Перов — Федотов» несложно выявить конкретный слой заметных совпадений — «цитат». Кроме «Первого чинаПеров В. Г. Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторыПервый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы. 1860Литография, 39 х 56», сюда можно отнести некоторые рисунки Перова, в частности, композицию «В рекрутском присутствии» (1861), внешне наиболее близкую федотовским сепиям (особенно «Старости художника»), хотя ее социальная заостренность и особенности графического почерка обнаруживают еще более тесные связи с рисунками П. Шмелькова, сатирической графикой пятидесятых годов. Картина «ДилетантПеров В. Г. ДилетантДилетант. 1862Холст, масло, 33,8 х 28» (1862), «не имевшая, — по словам Собко, — большого успеха у публики, несмотря на сочувственные отзывы о ней художественной критики [ • • • ], признававшей ее замечательною по тонкому и наивному юмору, по новости и меткости схваченного художником типа, достойного Гоголя, по наблюдательности и свежести, обнаруженных автором», близка «Разборчивой невесте» Федотова ироничностью в трактовке сцены и главной задачей: «Выставлять ярко пошлость жизни» (выражение В. Белинского), — задачей, восходящей к литературе гоголевского направления, сборникам «Физиология Петербурга», федотовским нравственно-критическим опытам. Однако и эта, и другие подобные перовские работы, в которых он наиболее близок Федотову («Дворник, отдающий квартиру барыне», 1865; «Путешествие квартального с семейством на богомолье», 1868; рисунок «Наушница. Перед грозой», 1874; «Сцена у железной дороги», 1868) не становятся его достижениями. Они появятся, когда на смену иронической улыбке придут боль человеческого сердца, сострадание и ненависть, когда пристрастие к изображению типов, бытовых подробностей перерастет, преобразится в социально-драматическое осознание мира.

В одной из статей А. Блок проводит любопытное сопоставление Лермонтова и Гоголя с Достоевским. Предшественники Достоевского, по словам поэта, «парят, прислушиваясь, осязая туман, но никогда не портя мечты своей, не ища в ней плоти и крови»; они «касаются крылами к вечной гармонии и летят прочь, горя, но не сгорая». Достоевский же «венчается страданием», мечтает «о России, [• • •] о защите униженных и оскорбленных», вечная гармония ему только снится; «проснувшись, он не обретает ее, горит и сгорает». Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время..., как и его великие современники, это художник, помнящий еще о пушкинской поре, о гармонии, хотя и терзаемый противоречиями. Для Перова и современных ему писателей, прежде всего Некрасова и Достоевского, противоречия становятся главным содержанием творчества. Они не склонны к принятию гармонии, прозревая под ней горе и слезы. Перед их глазами страшный мир, подвергаемый ими беспощадному социально-критическому анализу. И даже в первых картинах Перова эти качества — пока лишь в отдельных образах, интонационных, сюжетных, эмоциональных нюансах — предчувствуются, проявляются, что и позволило Стасову точно почувствовать, что «ни нравоучительности, ни фельетонного легкого смеха, иногда портивших Федотова, у него [• • •] не было», что он «пошел [• • •] дальше» и открыл своими картинами путь «нового искусства».

«Проповедь в селе», написанная в 1861 году на большую золотую медаль, занимает промежуточное положение в творчестве молодого Перова. Нельзя не учитывать, что, будучи свободным в выборе сюжета, он все же писал «программу» и что первоначально намеченный для нее эскиз — «Сельского крестного хода на пасхе» — был отвергнут академическим советом за «непристойность изображения духовных лиц». В «Объяснительной записке» к «Проповеди» Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... так сформулировал свои намерения: продемонстрировать и «живописные данные картины: свет и тень, и ее разнородные типы и возрасты, начиная с отроческого и до старческого, с крестьянина до священника». В отношении сюжета, как видно из той же записки, он ставил целью раскрытие смысла одной из проповедей Иоанна Златоуста, с ее «неумолкаемой карой проступкам всякого рода», чтобы «показать степень ее действия на различные характеры, на бедность и богатство, на юность и старчество, хотел выразить двойное понимание ее, бедные слушают с упованием [• • •], богач уснул в креслах [• • •], а его жена занимается светским разговором. Священник, указывая одной рукой на небо, обещает надежду одним, другой рукой указывая на богача, говорит о наказании, ожидающем злых».

Учитывая, насколько камерными были до сих пор перовские композиции, задача была непростой, и в профессиональном плане он с ней справился, мастерски организовав пространство, разместив в нем большое число фигур, обрисовав разнообразный типаж, тонко и тщательно разработав цвет и тональные отношения. Воспользовался ли он картиной К. Жирарде «Застигнутые католиками гугеноты», как предполагает О. Лясковская (отмечающая, однако, что «в подлиннике картины Жирарде Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... вРоссии видеть не мог»), или нет, — не принципиально. Если и воспользовался — похожи в общих чертах формат, взаимоотношение человеческой массы и темного пространства фона, сюжетная завязка: слушают проповедника, — то как толчком для собственных поисков. Ибо возникло произведение, не только не повторяющее Жирарде с его манерной, салонно-романтической интонацией, но прямо противоположное по задаче и образному строю: толпа увидена не отстраненным и на редкость безликим взглядом издалека, а внимательным, фокусированным, позволяющим рассмотреть каждое лицо, взятое почти портретно.

Такой тип композиции, «портретное» и обязательно естественное размещение персонажей, Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... будет развивать и в дальнейшем: столпившееся словно на групповом портрете семейство купца в «Приезде гувернантки», обитатели бесприютных углов в картине «Очередные у бассейна», дворник в холсте «Дворник, отдающий квартиру барыне», первые христиане в его поздней композиции «Первые христиане в Киеве», дети в «Тройке». Будет этот композиционный принцип подхвачен и живописцами-передвижниками; его развитие прослеживается в полотне Г. Мясоедова «Земство обедает», в картине В. Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», во многих композициях В. Пукирев Пукирев Василий Владимирович Пукирев Василий Владимирович [1832—1890] Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ...а, Н. Неврева Неврев Николай Васильевич Неврев Николай Васильевич [1830—1904] Русский художник, мастер бытового жанра, предшественник и характерный представитель искусства "передвижников". В1887-1890 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  ..., В. Маковского, Н. Ярошенко, К. Савицкого. Чрезвычайно перспективным для передвижнической картины был и психологический замысел — дать социальный срез общества, столкнуть бедность и богатство, — и выход на тему религии. Здесь священник, по характеристике Стасова, «крепкий, тихий и темный старичок, с убеждением проповедующий перед «господами» своего села на тему: «Несть бо власть аще не от бога» и поднимающий свой старый дрожащий перст к небу», а за ним откроется «целый новый мир, [• • •] раньше никем не тронутый», за ним серия глубоких и резких произведений о служителях церкви, показанных «такими, какими всякий их знавал и видел в действительной жизни, особенно в глухих углах России».