Яковлев Василий Николаевич [1893—1953]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Василий Яковлев. 1949. Автор: А. Сидоров

Продуктивность кисти художника за эти трудные и славные годы была необычайной. Он выполнил не только эти выделенные нами портреты и картины на военные темы, ему принадлежат еще военные полотна: «У разбитого дота», «Вручение гвардейского знамени» (1942,), большой групповой портрет «Заседание Комитета Обороны» (1943), портрет славного полководца сталинской школы, погибшего во время защиты Москвы, Героя Советского Союза генерал-майора Доватора, портреты Героя Советского Союза М.3. Бондаренко, главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова, маршала бронетанковых войск Я.Н. Федоренко и других славных полководцев сталинской школы. Когда немцы были разгромлены на Карельском перешейке, В.Н. Яковлев ездил на фронт и привез оттуда ряд живописных эскизов. Тогда же им был написан эскиз, изображающий могилу Репина в Куоккаде. Военная тематика лежит в основе ряда оконченных и незавершенных композиций: вполне закончена картина, изображающая кавалерийский бой в Сальских степях (1945). Художник работал все эти годы с таким порывом и увлечением, что за ним установилась репутация одного из самых быстрых и плодовитых советских мастеров.

В 1943 году Василий Николаевич Яковлев Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден... получил высокое звание народного художника РСФСР. Вокруг него группируется талантливая многообещающая молодежь. Мастер полон сил.

Перечислить все его произведения военных и послевоенных лет здесь невозможно. Выдающимся среди них является большое полотно «В мастерской», изображающее его самого и друзей в порыве работы над рисованием модели. Это огромное полотно заключает в себе отдельные куски живописи исключительной точности и тонкости. Таких натюрмортов, цветочных букетов, сосудов, плодов, металла и ткани никто у нас не писал. Техникой старых художников Яковлев овладел полностью, причем изжив прежнюю черноту. В последнее время художник переходит к писанию пейзажей, уезжая летом в красивые подмосковные места.

Непосредственное общение с природой, с жизнью каждый раз наполняет его новой силой. В этом отношении (радует его последняя вещь, показанная в 1948 году на выставке 30-летия Красной Армии. Художник изобразил красноармейцев-охотников, возвращающихся с убитой дичью; во втором охотнике справа Яковлев изобразил себя. Весенний пейзаж, оттаивающая земля, частично сохранившийся снег, чудесные дали, чувство бодрости, свежести и силы даны по-новому. Яковлев не давал раньше такого живого, обобщенного, полного свежести пейзажа, никогда раньше не писал таких ярких синих теней на снегу. Фигуры охотников, их добыча изображены смело, сильно и уверенно.

Творческий метод В.Н. Яковлева не оставляет никого равнодушным. Предельная детализация иных его картин представляется многим излишней, живопись его — безвоздушной и сухой. Выполнение заказных серий портретов не с натуры, а по фотографиям,— слишком поспешным. Мы не должны забывать об этой критике. В том, что торопливость снижает его творчество, сознается он сам. Во всей творческой фигуре Яковлева остается немало трудного. Художник упрям, как всякий убежденный и крепкий, мастер. Он сохраняет все свои симпатии и антипатии. Во многом можно спорить или соглашаться с Яковлевым, но в одном отношении его мастерство общепризнано и не знает себе соперников — это в отношении рисования с натуры. Быстрота и легкость исполнения им работ основаны прежде всего на его безупречном рисунке, который бывает порой таким же «абсолютным», каким бывает слух у музыкально одаренных людей.

Уместно поставить вопрос: «Кто В.Н. Яковлев Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден... — аналитик или синтетик?» На этот вопрос художник отвечает: «Разве можно самому это знать. Анализ в моменты познания и в конечном счете — стремление к обобщающим выводам. Но к ним надо готовиться упорно, умно и долго». На вопрос о том, рациональное или эмоциональное начало считает он в искусстве ведущим, Яковлев говорит: «Без эмоционального начала нет художника, без рационального подхода — он навек обречен пребывать в плену дилетантизма». На вопрос о том, воля или воображение важнее для художника, он дает ответ: «Воображение, помноженное на волю». 

В.Н. Яковлев в семье советских художников занимает особое место исключительного, самобытного мастера. Заслуги его высоко оценены: в 1947 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР.

Летом 1948 года Яковлев работал над большой картиной «Колхозное стадо». Большое полотно его, строго реалистическое по методу, отличается широтой и мощью, внутренней взволнованностью. Оно проникнуто пафосом славных побед колхозного строя. Эта картина В.Н. Яковлева — лучшая из его работ за последнее время — неоспоримое доказательство победы реалистических устремлений художника. В начале 1949 года за эту картину Яковлеву была присуждена Сталинская премия.

Критиковать можно каждого художника. Без критики не может быть движения и роста искусства. Но не огульным отрицанием должна быть советская товарищеская критика по отношению к мастеру, творчество которого растет и развивается в условиях и пределах советского строя и направлено на развитие советской культуры.

Завершая опыт характеристики трудного, вызвавшего столько противоречивых отзывов мастера, правильно спросить его самого: что он думает о натурализме, в котором его чаще других упрекают, элементы которого в его творчестве видны всем, вполне ясны также и автору данной монографии? Хороший повод для ответа на данный вопрос дает статья, написанная В.Н. Яковлевым о знаменитом русском пейзажисте Шишкине в связи с выставкой в Третьяковской галлерее осенью 1948 года. В.Н. Яковлев Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден... в этой статье страстно защищает Шишкина от упреков в натурализме, идущих от Бенуа и других «эстетически-настроенных» критиков дореволюционного прошлого.

«В настоящий момент, — пишет В.Н. Яковлев, — когда так много говорится о формализме и натурализме, уместно, мне думается, внести в эти споры некоторую ясность. Не в любви и законченности, не в тщательной отделке деталей, не в богатой и разнообразной манере исполнения тончайших нюансов природных явлений, не в углубленной прорисовке каждого сучка и листика, не в общем аналитическом и глубоком подходе к натуре заключается так называемый «натурализм». Нет, если уж и видеть в чем натуралистическое отношение к искусству, так это в идеалистическом, беспочвенном, внешнем мировоззрении, лишенном материалистической базы, бестемпераментном, пассивном и потому бессмысленном копировании природных явлений. Без увлечения, без пафоса, без виртуозного мастерства холодно копирует натуралист природу, не понимая ее сущности, не делая критического отбора явлений, не ставя никаких задач, кроме кропотливой передачи деталей, не синтезируя их в образ, не умея зажечь в сердцах зрителя ответного трепета, — таков подлинный и вредный образ натуралиста».

Это определение, конечно, верно. Но так как одного общего ответа мало и так как В.Н. Яковлева критика упрекала именно в том, что он ограничивается «кропотливой передачей деталей», «не умея зажечь в зрителе ответного трепета», то мы обязаны вновь пересмотреть все, что может дать нам наш анализ по отношению в познанию метода зрелого творчества В.Н. Яковлева. Мы обязаны себя спросить об идеях его искусства.

Необходимо ответить на вопрос: какими являются те ведущие идеи, которыми он руководствуется в своем творчестве? Такой вопрос является, думается нам, самым последним, самым завершающим и ответственным для оценочного суждения о советском художнике. Быть советским большим мастером — означает при всей исключительной одаренности быть отчетливо сознательным и высокоидейным гражданином.

Вопрос об идее можно ставить по поводу каждого отдельного произведения искусства и по поводу всей общности творческого развития художника. В искусстве В. Н. Яковлева нетрудно привести примеры высокоидейных портретных воплощений лучших качеств советских людей. Примером могут служить в первую очередь портреты военных лет. Движущей идеей таких его образов, как «Партизан» или «Генерал-майор И.В. Панфилов», является советский патриотизм. В натюрмортах Яковлева порой довольно отчетливо проглядывает его увлечение красотой вещи — какой-нибудь старинный серебряный сосуд оказывается для художника предметом эстетического любования. Это отнюдь не формализм. Яковлев — материалист, безмерно любящий природу. Любовь к миру, к земле, к дереву, к растительности, к стадам животных и к холмистым просторам среднерусской природы настолько ощутима, что и эти его картины представляются воплощающими тот же подлинный патриотизм советского человека.

Яковлев любит искусство с огромной, все пронизывающей силой. Его профессионализм эмоционален и напряженно искренен. В нем много неизжитого романтизма и есть, конечно, доля «пристрастий». Яковлева как большого мастера сохраняет то, что он «красивым» в первую очередь считает национальное и находит «прекрасное» в реальной действительности.

Любовь определяется также и ненавистью. Яковлев ненавидит буржуазное искусство Запада с такой горячей силой, какая равна только его огромной и искренней любви к русской реалистической живописи. В этой двойственной силе — ненависти к врагам и любви к предкам советского реализма — залог того, что В.Н. Яковлев Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден... останется полномерным и полноценным участником советского искусства и в будущем.

 

А. Сидоров
Издательство «Искусство».
Серия «Массовая библиотека».