Виктор Попков. Учеба. Первые поездки по стране. 1948 – 1958 годы. 2012. Автор: Козорезенко П.П. (младший)
В 1948 году
поступает в художественно-графическое педагогическое училище, незадолго до этого открывшееся в Москве. Не помешала даже «двойка» за сочинение – Виктора все-таки принимают на курс, на котором вместе с ним оказались такие будущие мастера, как Купряшин, Калинычева, Насонов, Ткаченко. Дипломной работой Попкова в училище стал портрет писателя Николая Островского, работающего над романом «Как закалялась сталь». Сюжет для молодого художника непростой, требующий сочетания внутреннего эмоционального напряжения и внешней сдержанности, – и в значительной степени предсказывающий эволюцию творчества Попкова в направлении работ, полных глубокого психологизма. В этом произведении яркий солнечный день драматически сопоставлен с образом измученного, больного, но не сдающегося человека – словно в предвосхищение будущих неожиданных, островыразительных композиционных ходов, ставших впоследствии характерной приметой стиля зрелого мастера.Во время учебы
знакомится со своей будущей женой Кларой Калинычевой, и по окончании училища они вместе поступают в Суриковский институт. Виктор прошел с первого раза в 1952 году, Клара – со второго. В 1957-м отпраздновали свадьбу, а еще через год родился сын Алексей. Пропустив год обучения из-за рождения сына, Клара окончила институт двумя годами позже, подготовив в качестве дипломной работы замечательную серию цветных литографий «Зоопарк». В дальнейшем она станет известным художником, участницей союзных и международных выставок, признанным и популярным мастером детской книжной иллюстрации. Впереди – ее сотрудничество с различными издательствами, и особенно плодотворное с издательством «Малыш», где она работала над оформлением книг Р. Киплинга, С. Маршака, Б. Житкова и многих других. Общеизвестны ее иллюстрации к «Усатому-полосатому», «Галке» и многим другим. Тогда в этом издательстве работали многие художники-нонконформисты ( , Олег Васильев и др.): работа с детской иллюстрацией была возможностью зарабатывать для художников, которым были закрыты пути для участия в официальных выставках. Правда, в отличие от многих коллег для Клары Ивановны работа иллюстратором была счастливым призванием, а не способом пережить трудные времена.Учеба в Суриковском стала важным этапом в формировании Попкова-художника. Большой конкурс на вступительных экзаменах не стал для него препятствием, однако зачислен он был не на факультет живописи, на который так стремился, а на графическое отделение. В то время большинство абитуриентов старались поступить «на живопись», и дирекция института сознательно решила перебросить часть сильных ребят «на графику». Позднее
и еще несколько человек просили управление института перевести их на живописное отделение, но им было отказано. В будущем эта кажущаяся «неудача» с поступлением на факультет живописи даст Попкову возможность не только стать прекрасным художником-графиком с узнаваемой сильной и уверенной манерой рисунка, но и во многом заложит основу его неповторимой индивидуальности живописца.Будущий художник и его близкие жили как миллионы советских людей того времени: бедно, голодно, крайне стесненно. В Пролетарском районе Москвы, недалеко от станции Челюскинская, в бараке площадью одиннадцать квадратных метров жила семья Попкова – шесть человек: Степанида Ивановна, сам Виктор, старший брат Николай с женой и маленьким сыном и младшая сестра Тамара. По воспоминаниям брата, в институт художник ездил в разных валенках, с ломтем хлеба, намазанного салом. Приезжал из института и сразу садился рисовать. Когда семья ложилась спать, он, чтобы не мешать родным, выходил в общий коридор барака и там продолжал работать. Зимой, в неотапливаемом коридоре, Виктору приходилось рисовать в валенках и тулупе, но и такие трудности не могли ему помешать, он был бы готов работать даже на морозе: слишком притягателен был для него сам процесс рисования, создания образов… Ему не требовалось заставлять себя взять в руки кисть или карандаш, ведь речь шла о том, к чему он стремился с детства – о творчестве. А когда творчество становится неотъемлемой и естественной частью жизни, когда работоспособность и внутренняя дисциплина тождественны желанию писать, тогда, наверное, можно говорить о предвестии гениальности…
Талант Виктора Попкова заметили очень быстро, и художник стал получать повышенную, а затем Сталинскую стипендию, которую он почти не тратил на себя, принося в семью или откладывая, чтобы купить матери теплую одежду. На свадьбу сестры, несмотря на протесты матери, отдал все деньги, выданные ему на натуру. (Студенты сами оплачивали работу натурщиков и поездки на этюды).
В Суриковском училище начинаются путешествия Попкова по стране, которые продолжатся всю его жизнь и сыграют огромную роль в творческой судьбе художника. Уже после первого курса он едет на практику в Белоомут, в 1956 г. посещает строительство Иркутской ГЭС, потом были поездки на трассу Абакан–Тайшет (1959), на стройку Братской ГЭС (1960), на целину Казахстана (1961) и многие другие. Из этих художественных экспедиций
возвращался переполненным впечатлениями, почувствовав атмосферу грандиозных строек, развернувшихся в послевоенные десятилетия, с большим количеством этюдов, многие из которых в дальнейшем привели к созданию прославивших его картин.Попкова поразил строительный размах Иркутской ГЭС, где приехавшие студенты оказались погруженными в самую гущу рабочей жизни: огромные котлованы, проносящиеся МАЗы, колеса которых превышали человеческий рост, небо, словно ватманский лист, расчерченное гигантскими строительными кранами... Вместе со студентами туда приехал замечательный педагог Юрий Рейнер, не просто хорошо относившийся к Попкову, но по-настоящему веривший в его призвание художника. Может быть, именно здесь Попков впервые вступил в творческое состязание, одно из многих за всю его жизнь: под руководством Рейнера студенты должны были устроить для коллектива рабочих выставку и показать свои лучшие работы.
И опять – не только выдающийся талант, отмечаемая преподавателями, но энергия и работоспособность, присущая настоящему мастеру. Опережая сокурсников, только намечающих планы работ, Виктор, поглощенный творчеством, заканчивал один этюд за другим. Его работа над композицией поражала: он обладал удивительным даром делать основой настоящего произведения искусства совершенно простые и непритязательные сюжеты. В отличие от товарищей, выбиравших плакатно-красивые виды,
упорно работал над сценой более чем прозаической: бетонщица на стройке заливает бетон холодной водой из шланга. Потребовалось множество этюдов, изменение ракурсов, освещения, выбор вместе с Рейнером лучшего варианта композиции – пока, наконец, решение не было найдено и картина не обрела идеальную завершенность. На итоговой выставке студенческих работ Попков поразил всех и количеством, и, главное, качеством своих произведений: это не были сырые ученические «пробы пера», как у многих его однокурсников, в картинах Виктора ощущался настоящий художественный потенциал и творческая энергия.