Виктор Попков. Учеба. Первые поездки по стране. 1948 – 1958 годы. 2012. Автор: Козорезенко П.П. (младший)
Узнав, что его работу опубликовали,
, по его собственному признанию, «плакал слезами радости», и в этой искренней, почти по-детски счастливой реакции на первую известность, есть какое-то чисто попковское обаяние: ни показного равнодушия к собственному успеху, ни сдержанного сознания своих достижений, вместо этого – переполняющая его трогательная чистосердечная радость, которую не смогло омрачить неизбежное самоедство художника. Полное здорового азарта и честолюбия желание художника быть первым, быть оцененным и признанным, и отчасти связанная с этим желанием душевная уязвимость подкупают своей подлинностью. Для Попкова на протяжении всей жизни была характерна большая интенсивность эмоций, открытость душевных проявлений и непосредственность. Отсюда его слезы при чтении газетного панегирика, отсюда же и пугающий, чуть не стоивший художнику жизни приступ отчаяния в 1966 году, когда тесть буквально в последний момент вытащил его из петли. Слова «невыдержанность», «обидчивость», «депрессивность» здесь вряд ли подходят. Эти эмоциональные всплески объясняются теми особенностями личности, без которых не было бы и лучших картин Попкова, – особенной остротой восприятия жизни и более тяжелой и глубокой, чем у большинства людей, способностью чувствовать удары судьбы. Незащищенность, пониженный порог душевной чувствительности? Можно сказать и так…Безусловно, первые шаги молодого художника были на редкость успешными. Три из тринадцати его линогравюр приобрела Третьяковская галерея, серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и, наконец, тоже была приобретена Третьяковкой. Успех этих графических листов, несомненно, сыграл свою роль в становлении художника, не только дав ему уверенность в собственном таланте, но и значительно улучшив материальное положение: после блестящей защиты
получил премию в пять тысяч рублей, а еще спустя несколько лет ему была предоставлена мастерская на Фрунзенской набережной.В том же 1958 году, когда состоялась защита, Виктор вместе с женой переехал из Подмосковья в коммунальную квартиру дома в Молочном переулке, на стене которого сейчас висит мемориальная доска с надписью: «В этом доме жил и работал художник Строители Братской ГЭССтроители Братска. 1960Холст, масло, 183 x 302Государственная Третьяковская галерея» точно соответствует размерам стены комнаты в Молочном, невольно заставляя вспомнить , написавшего одну из лучших своих работ – «Будущие летчикиБудущие лётчики. 1937Холст, масло, 53 х 66Государственная Третьяковская галерея» – в крошечной пятиметровой мастерской.
». Молодая семья поселилась вместе с родителями жены в двух комнатах: в одной жили родители Клары и ее тетка Анна, в другой – Виктор, Клара и их сын Алеша, родившийся вскоре. Художник и его жена и жили, и работали в одной комнате, параметры которой некоторым образом вошли в историю искусства: размер знаменитой картины «Картина «Весна в депоВесна в депо. 1958Холст, масло, 168 х 245Частная коллекция», созданная художником в 1958 году, на излете «оттепели», по своему оптимизму, ощущению радости жизни близка работам из серии «Транспорт», которые были приобретены Третьяковской галереей. Герои «Весны…», занятые тяжелым трудом, в будущем займут место на полотнах сурового стиля, который прославит мастера. Но пока – чистые краски, обилие красного цвета, теплая палитра, энергия молодых, красивых героев – все это невольно воскрешает в памяти работы классиков соцреализма. Однако здесь нет тяжеловесности и пафоса «большого стиля» предыдущих десятилетий. Есть жизнь, которая будет счастливой, мечты, которые сбываются, несмотря на все трудности – так же как в депо (на переднем плане картины) прорастает деревце с нежными зелеными листьями, чья хрупкость подчеркнута мощью огромных колес паровоза.
Из книги «Виктор Попков»