Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1963 – 1965 годы. 2012. Автор: Козорезенко П.П. (младший)
В подобном же практически декоративном ключе решена еще одна из самых замечательных работ Попкова – «Бригада отдыхаетБригада отдыхает. 1962—1965Холст, масло, 178 x 204Государственная Третьяковская галерея» (1965), получившая признание в Париже. Ее герои не действуют, а пребывают в пространстве картины, погруженные в свои неспешные занятия – чтение, игру в шахматы. Выразительные приемы здесь еще более отточены, чем в предыдущем случае: перспективные сокращения отсутствуют (вместо этого фигуры переднего плана помещаются в нижнюю часть композиции, а более удаленные – в верхнюю), а скошенное поле, на котором лежат рабочие, уподоблено условному плоскостному золотистому фону, придающему этой картине сходство – неслучайное – с иконой.
БригадыБригада отдыхает. 1962—1965Холст, масло, 178 x 204Государственная Третьяковская галерея», в изображении исключительно высокого – иконного – горизонта, в спокойном кругообразном ритме, создающем ощущение единства и согласия, в уходе от пространственной глубины, в чертах, которые роднят это полотно с работами Д. Жилинского, к творчеству которого Виктор Ефимович в то время относился с особым вниманием. Попков, как и великие мастера прошлых веков, нередко вдохновлялся работами других художников, ведь это никогда не было прямым заимствованием, но всегда переосмыслением, в котором от творческой индивидуальности самого Попкова было больше, чем от первоисточника. Еще одна очевидная аналогия – работы палехских мастеров, в свою очередь также восходящее к иконописи: именно в то время Попков по-настоящему рассмотрел и полюбил утонченную декоративную изысканность лаковой миниатюры Палеха.
долгое время увлекался древнерусским искусством и в 1964 году даже специально ездил в Ферапонтово, чтобы сделать этюдные зарисовки с фресок . Художнику нравились их плавные струящиеся линии, мягкие сочетания светлых, чуть разбеленных тонов, и спокойный, словно напевный ритм. Именно тогда Попков начал много писать в технике темперной живописи. Приемы, восходящие к русской иконописной традиции, полюбились Попкову и позднее не раз использовались им в работе. Отголоски ферапонтовского опыта чувствуются в высветленной палитре «В одном из номеров журнала «Творчество» тогда было напечатано обсуждение картины «Бригада отдыхаетБригада отдыхает. 1962—1965Холст, масло, 178 x 204Государственная Третьяковская галерея», по итогам профессионального круглого стола: некоторые художники высказались недоброжелательно, многие просто недопоняли это произведение. Но сейчас, спустя полвека, очевидно, что находки Попкова не только представляли художественный интерес, но и восстанавливали еще недавно казавшуюся полностью утраченной возможность диалога с древнерусской традицией. Причем, дело было не в заимствовании отдельных мотивов (у Попкова тогда преобладали темы вполне современные), а в попытке осмыслить художественный язык иконописи – структуру изобразительного поля, колористические закономерности и т.д.
Круг художественных интересов мастера был исключительно широк и разнообразен. Кроме русской иконы, его привлекали самые разные периоды и течения в искусстве, в зависимости от того, какой замысел владел его воображением в тот или иной момент. По отношению к своим кумирам из прошлого он испытывал восхищение, смешанное с чуть печальным признанием недосягаемости их уровня мастерства, и одновременно чувствовал родство с ними, словно с собратьями по цеху, и возможность вневременного диалога между художниками. «Иногда невольно возникает перед глазами стиль того или иного мастера, который подсказывает средства воплощения», – писал Строителями БратскаСтроители Братска. 1960Холст, масло, 183 x 302Государственная Третьяковская галерея» мне были близки и Корнелиу Баба; «Бригада отдыхаетБригада отдыхает. 1962—1965Холст, масло, 178 x 204Государственная Третьяковская галерея» создавалась под воздействием русской иконы; «Двое» – с воспоминанием о Средневековье и Боттичелли; «Мезенские вдовыВоспоминания. Вдовы. 1966Холст, масло, 160 x 226,5Государственная Третьяковская галерея» – под влиянием иконы, графики в два цвета художника Гурия Захарова, произведений Эль Греко… Сейчас и ». Среди особенно любимых были импрессионисты и ряд старых мастеров. До определенной степени ориентирами для себя он считал Сезанна, Ван Гога и Пикассо, особенно восхищаясь последним. Самое сильное впечатления от русского искусства – все-таки иконы, а среди икон – произведения .
в дневнике. «Подчинить все это и использовать для наиболее полного выражения внутреннего смысла работы – вот главное. Во время работы над «Из книги «Виктор Попков»