Попков Виктор Ефимович [1932—1974]

  • Страница №5
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1966 – 1968 годы. 2012. Автор: Козорезенко П.П. (младший)

 

Пространство «Одной» своей исключительной цветовой выстроенностью родственно созданному в том же 1966 г. «РазводПопков В. Е. Развод (Светлана, мама, папа и бабушка)Развод (Светлана, мама, папа и бабушка). 1966Холст, масло, 110 x 150Государственная Третьяковская галерея». Вместо перспективных построений смена цветовых планов: жаркий, приковывающий взгляд красный почти выталкивает героиню в пространство зрителя, далевой прорыв создается выбеленным участком неба в окне, к которому взгляд устремляется с неожиданной надеждой, едва миновав сумрак промежуточного плана. Возникает захватывающий дух пространственный перепад, который невольно ассоциируется с взглядом, проникающим в глубь десятилетий, даже веков: скорбное настоящее на фоне сравнительно недавнего прошлого, застывшего в фотографиях на стене и в странно соседствующих друг с другом разнородных предметах, а вдали –  стародавние времена, символизируемые силуэтом церкви, находящейся в  самой сердцевине композиции, и потому воспринимающейся почти философски – как первоисточник, вечное возвращение к которому заложено в самом миропорядке. 

В том же 1966 г., когда создавались картины «ДвоеПопков В. Е. ДвоеДвое. 1964Холст, темпера, 150 x 201Государственная Третьяковская галерея», «Воспоминания. ВдовыПопков В. Е. Воспоминания. ВдовыВоспоминания. Вдовы. 1966Холст, масло, 160 x 226,5Государственная Третьяковская галерея», «ОднаПопков В. Е. ОднаОдна. 1966Холст, масло, 120 x 170Национальная галерея Армении», в одной из структур центрального телевидения возникла идея снять фильм о художниках. Студия зарубежного обмена могла позволить себе заказывать фильмы, которые не заказывало Госкино СССР. Редакция очень тщательно выбирала темы, на которые можно было получить заказ от иностранцев и которые могли быть интересны зарубежному зрителю. Для тридцатиминутного фильма были выбраны три мастера – Попков, Жилинский, Никонов. Режиссером фильма был назначен Е. Осташенко, молодой выпускник ВГИКа. По замыслу создателей фильма, художники должны были сами высказаться о своем творчестве, видении мира, отношении к искусству. В первой части сюжета Виктор Ефимович, в тот момент заканчивавший работу над картиной «ДвоеПопков В. Е. ДвоеДвое. 1964Холст, темпера, 150 x 201Государственная Третьяковская галерея», рассказывал о себе, стоя на фоне этого полотна. Для съемки второй части съемочная группа вместе с художником отправилась в Архангельскую область, в деревню Лешуконье, где впоследствии возникнет идея картины «Северная песняПопков В. Е. Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну»Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну». 1968Холст, масло, 169 x 283Государственная Третьяковская галерея». К сожалению, как это часто случалось в советском кино, фильм не выпустили в прокат, и он был сдан в архив, где негатив впоследствии уничтожили. 

Один из авторов сюжета в то время параллельно снимал фильм о балете Большого театра – часто бывал за кулисами, на репетициях и спектаклях. По возвращении из Лешуконья он предложил Попкову попробовать новую для него балетную тему. Виктор Ефимович приходил на спектакли, делал зарисовки в блокноте. Так прошла неделя, но в конце ее художник позвонил режиссеру и сказал: «Спасибо тебе большое. Было интересно, но это не мое. Меня на Север тянет». Попков остался верен своей теме, а режиссеру через какое-то время подарил одну из своих гравюр. 

Через два года после создания полотна «Воспоминания. ВдовыПопков В. Е. Воспоминания. ВдовыВоспоминания. Вдовы. 1966Холст, масло, 160 x 226,5Государственная Третьяковская галерея» пришел черед центрального произведения цикла Мезенских вдов – «Северной песниПопков В. Е. Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну»Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну». 1968Холст, масло, 169 x 283Государственная Третьяковская галерея» («Ой, как всех мужей побрали на войну…», 1968 г.). Поначалу художник сомневался, стоит ли вообще браться за этот сюжет, опасаясь, что он может быть воспринят слишком буквально и литературно, сугубо в рамках жанровой картины, которая многим тогда казалась изжившей себя. К счастью, картина все-таки состоялась во всех смыслах этого слова: была написана и стала одной из вершин творчества Виктора Попкова. 

В отличие от созданных на одном дыхании «ВдовПопков В. Е. Воспоминания. ВдовыВоспоминания. Вдовы. 1966Холст, масло, 160 x 226,5Государственная Третьяковская галерея» появлению «Песни» предшествовала масса этюдов, для каждой фигуры Виктор Ефимович зарисовывал по нескольку человек. Сюжет произведения прост: старухи-вдовы поют песню для молодых людей, собирающих и изучающих местный фольклор. С такой филологической экспедицией Попков встретился в одной из северных деревень, под названием Лешуконье, тогда-то и возник замысел картины. Для художника подобный сюжет был находкой, подарившей ему возможность изобразить… музыку. Для мастера, стремившегося к передаче едва уловимых психологических состояний, музыкальная тема картины была вполне естественным продолжением творческого развития.  

Ощущение песенного звучания в картине достигается не столько самими образами поющих вдов, сколько цветовым решением картины.  Общий серо-коричневый тон избы, как во «ВдовахПопков В. Е. Воспоминания. ВдовыВоспоминания. Вдовы. 1966Холст, масло, 160 x 226,5Государственная Третьяковская галерея», контрастирует с бордово-красным цветом в одеждах деревенских женщин, достигающем наибольшего «жара» в стоящем на подоконнике хрупком малиновом цветке, который своим цветением, своей волей к жизни резко контрастирует с холодным пейзажем за окном. Этот необычный цветок, выживший и тянущийся вверх, к скудному свету нежаркого солнца, подобен самим северным напевам, протяжным и строгим. Мелодия словно визуализируется цветом – «горящим» в сумраке красным, который звучит, как взятая вдовами высокая нота в песне. Внимание, с которым студенты слушают поющих, призвано выразить неразрывную связь разных поколений – молодых и старых, а не противопоставить их, как это традиционно происходит в жанровых работах. Вместо разобщенности поколений  здесь желание молодых сохранить связующие с прошлым нити, духовная общность, для которой не важен ни возраст, ни социальные условности. 

Слева от поющих героинь художник ввел уникальный образ девочки-мелодии, хрупкой и нежной, словно олицетворяющей собой душу песни. Эта девочка пока еще принадлежит миру деревни, она совсем юная, но через несколько лет ей предстоит сделать выбор между традиционным бытом деревни и жизнью в стремительно растущем городе. Пока же она стоит, робко прислушиваясь к пению вдов, являя собой еще более глубокий, чем в случае со студентами, уровень преемственности – непосредственной, никогда не прерывавшейся. 

Поющие женщины очень похожи друг на друга, выражая этим сходством самую суть произведения – одна песня, одна объединившая этих вдов судьба. Чуть отдельно от других воспринимается стоящая с краю горбунья, чье лицо особенно одухотворено. Как справедливо отметил А. Каменский, природа этого образа та же, что у горбуна в репинском «Крестном ходе» и у юродивого в «Боярыне Морозовой» Сурикова, и у многих других блаженных, издревле вводимых в серьезные сюжеты. Это уходящий в глубины не только отечественной, но и общемировой фольклорной и художественной традиции, образ человека не от мира сего, праведника, отрешенного от суеты мирской жизни и наделенного нездешней мудростью, часто непонятной живущим. 

На уровне композиции в произведении замечательно выдержан общий мерный музыкальный ритм, от которого ничто не отвлекает, не мешает зрителю «слушать» песню. Торжественность момента в сочетании с чувством разлитой в картине светлой тоски действует, как гипноз, и зритель, смотрящий на это полотно, становится похож на одного из изображенных на картине студентов. 

В Лешуконье, где была задумана «Северная песняПопков В. Е. Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну»Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну». 1968Холст, масло, 169 x 283Государственная Третьяковская галерея», в те годы существовал хор, в котором солировала его основательница – собирательница местного фольклора Параскева Павловна Масленникова. Виктор Ефимович часто заходил на репетиции этого хора и зарисовывал поющих женщин. Как вспоминала позднее Масленникова, местным жителям художник очень полюбился, так что после отъезда его еще долго вспоминали тепло, с чувством благодарности за столь искреннее внимание к их деревенской жизни.