Попков Виктор Ефимович [1932—1974]

  • Страница №8
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1966 – 1968 годы. 2012. Автор: Козорезенко П.П. (младший)

 

Серьезное сопротивление, перед тем как попасть на весеннюю выставку, пришлось преодолеть картине «Песни ночного города» (1968). Полотно убрали из экспозиции, но художник при поддержке друзей и коллег все же смог отстоять картину. До сих пор остается загадкой, чем так не устроила выставочный комитет эта вполне безобидная работа, изображающая группу молодых людей, гуляющих ночью по набережной и поющих под гитару. Дух свободы, молодой, безоглядной, легкой, с улыбкой смотрящей на разного рода идеологические условности. Несомненно, и в сюжете, и в его воплощении есть что-то навеянное автору любимыми фильмами итальянского неореализма. Не случайно композиция была буквально взята из жизни: Виктор Ефимович подсмотрел ее прямо на одной из московских улиц, и она так увлекла его, что он тут же попросил молодых людей попозировать, сразу сделав несколько набросков для будущей картины. В дальнейшем композиция дорабатывалась в доме творчества в Паланге, где мастеру позировали уже местные ребята. Прямо в мастерской они выпивали, играли на гитаре, а Виктор Ефимович их зарисовывал. Конечно, такое соседство не могло понравиться обитателям Дома творчества, но и эта проблема была улажена художником. А заканчивалось полотно уже в Москве, в мастерской Попкова, не без помощи сына, которому было поручено растирать краску, в благодарность за что он получил от отца подарок – велосипед.

Виктор Ефимович вообще никогда не стеснялся подходить к совершенно незнакомым людям, которых хотел запечатлеть. Альбом для зарисовок носил с собой почти постоянно, иногда использовал для работы фотоаппарат. Непосредственные жизненные наблюдения лежат в основе многих его работ. Обаяние Попкова и искренний интерес к окружающим импонировали всем, кто был с ним знаком. Друзья и коллеги – В. Барвенко, П. Никонов, И. Обросов, А. Тутунов, М. Бирштейн и многие другие – часто приходили в гости к Попковым. Открытый и общительный, всегда готовый помочь и поддержать, Попков был прекрасным другом и очень жизнелюбивым человеком с прекрасным чувством юмора. Ему нравилось, когда люди смеются, не важно, над его шутками или над ним самим. Клара Ивановна, сама любившая хорошо пошутить,  иногда упрекала его в том, что он ведет себя, как клоун, но Виктора Ефимовича это никогда не обижало. Ни дня не проходило без забавных ситуаций и каламбуров. Сын Алексей вспоминал, как проснувшись однажды утром, Виктор Ефимович заявил жене: «Ленин умер, Кирова застрелили, вот и мне, Клар, что-то нездоровится…». Иногда шутки находили продолжение в творчестве, превращаясь в забавные рисунки для друзей,  такие, например, как «Позорное бегство Карла Фридмана с целины. До автобуса десять минут», сделанный в ходе поездки в Казахстан. 

Бытовая сторона жизни постепенно налаживалась. После нескольких лет стояния в очереди на получение жилья Попковым наконец дали кооперативную квартиру на Брянской улице в большом новом доме, построенном специально для художников, которые получали в нем и квартиры, и мастерские. По просьбе Виктора Ефимовича, мастерскую ему предоставили в том же подъезде, что и квартиру, чтобы он мог, по его собственным словам, ходить работать в халате. Попковы первыми в доме купили телевизор, поэтому большая компания приятелей часто собиралась у них для просмотра футбольных матчей. Сам мастер был страстным болельщиком, не пропускал ни одной игры своей любимой команды «Торпедо». В футбол играл плохо, но, по словам сына, упорно. Он вообще был очень увлекающимся человеком, имел массу хобби, обожал бадминтон, любил играть в шашки с сыном, зимой часто ходил в походы на лыжах, а летом на байдарках. Самое удивительное, что даже в такие поездки он всегда брал с собой блокноты и краски и неизменно привозил из них сделанные по ходу отдыха замечательные работы. 

В середине 1960-х гг. Попков вместе с Карлом Фридманом стал инициатором устройства знаменитой впоследствии выставки «16 московских художников», которая должна была познакомить зрителя с творчеством наиболее самобытных, по мнению устроителей, молодых живописцев и скульпторов – Е. Расторгуева, Л. Табенкина, Ю. Павлова, В. Барвенко, Д. Митлянского, Е. Григорьевой (которую Попков считал потрясающим живописцем) и других. Выставка делалась тяжело: к постоянным прениям с Правлением МОСХа и Московским комитетом партии добавились разногласия между участниками (Расторгуев хотел, чтобы его работы заняли главное место в экспозиции – над сценой, хотя, по мнению большинства, для этого места они не подходили, в итоге в центре оказались картины В. Барвенко). Выставка прошла в марте 1968 года в выставочном зале на Кузнецком мосту. Представленные на ней работы восьми живописцев и восьми скульпторов (от Попкова были работы Мезенского цикла), хотя и неоднородные стилистически, объединяла более глубокая общность – в подходе к созданию художественных образов, по прошествии времени проступающая все более отчетливо. Выставка вызвала огромный общественный резонанс, за две недели экспозицию увидели более тридцати тысяч зрителей, многочисленные отзывы были самыми разными, только не равнодушными. Такой интерес к выставке спровоцировал недовольство некоторых наиболее ортодоксально настроенных деятелей искусства, призвавших закрыть антисоветскую, по их мнению, выставку. Постоянно приходили разнообразные комиссии проверяющих, которые искали политическую подоплеку в произведениях художников, однако ничего крамольного в итоге так и не было обнаружено. А к Попкову пришла слава оппозиционера: те, кто раньше не желал с ним знаться, считая его любимчиком начальства, теперь начали гордиться знакомством с ним. Имя Попкова было у всех на устах.

В том же году, продолжая развивать все больше притягивавшую его тему смерти, Попков написал картину «Тетя Феня умерла. Горе», в которой художественные приемы мезенской серии доведены до своего предельного выражения настолько, что можно говорить об обретении художником особой манеры, уникальной в рамках его творчества. Опять мастер оперирует только двумя цветами – красным и черным, но оттеночные решения, сохранявшиеся во «ВдовахПопков В. Е. Воспоминания. ВдовыВоспоминания. Вдовы. 1966Холст, масло, 160 x 226,5Государственная Третьяковская галерея», полностью исчезают, вместо них – ровные локальные цветные пятна острых, словно быстро вырезанных крупными ножницами силуэтов, роднящие картину даже не с плакатом, а с аппликацией. Основные цвета здесь поменялись ролями: фон стал оранжево-красным, не только окончательно отдаляясь от реальности, но и придавая изображенному неожиданно метафизический характер, как если бы место действия было перенесено в глубь души. Здесь уместно вспомнить – и параллель не кажется случайной, что примерно в это же время великий шведский режиссер Ингмар Бергман задумывал сценарий своего фильма «Шепоты и крики» (снят в 1972 г.), действие которого должно было разворачиваться в красных интерьерах, по замыслу мастера, символизировавших душевный мир человека, жизнь сердца, которые фильм призван был показать.

 Черные фигуры персонажей картины с резкими скорбными масками светлых овалов лиц заставляют вспомнить силуэты из черной бумаги, моментально вырезаемые ножницами. Столь любимое Попковым неожиданное кадрирование, непредсказуемая срезанность композиции присутствует и здесь, но пространственные ориентиры окончательно убраны, нет даже чередования цветовых планов, как в картине «ОднаПопков В. Е. ОднаОдна. 1966Холст, масло, 120 x 170Национальная галерея Армении», отчего персонажи кажутся отчасти взаимопроникающими. В этом  эксперименте – в смелом минимализме и одновременно в утрировании выразительных приемов – видится диалог со старыми мастерами, особенно испанцами, к которым отсылает общий мрачновато-суровый дух полотна, его острый и одновременно сдержанный трагизм. Сам Попков писал, что когда он работал над «Северной песнейПопков В. Е. Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну»Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну». 1968Холст, масло, 169 x 283Государственная Третьяковская галерея», то есть в том же 1968 г.,  его особенно привлекало искусство Эль Греко.

Несколько важных работ того времени отчасти можно связать с политической обстановкой в мире – в частности, с событиями в Чехословакии, для которой период с 5 января по 20 августа 1968 г., вошедший в историю под названием Пражской весны, ознаменовался политической и культурной либерализацией, закончившейся трагически. Руководство СССР рассматривало реформы, проводимые правительством А. Дубчека, как угрозу стабильности всей системы соцстран. Ослабление цензуры, попытка создания многопартийности, рост антисоветских настроений в обществе не могли остаться без ответа со стороны советской партийной верхушки, и в августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию. Многие в СССР были против этой акции, но открыто осмелились выступить только семь человек, вышедшие 25 августа 1968 года на Красную площадь. По мотивам событий в Чехословакии Попков написал картину «Девушка и ночь», напряженно-эмоциональную и тревожную, передающую чувства и настроения того времени. Тогда же полушутя–полувсерьез вместе со скульптором В. Вахрамеевым художник выразил своеобразный протест против политики советского руководства, обрив голову наголо.

 

Козорезенко П.П. (младший)
Из книги «Виктор Попков»