Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1969 – 1970 годы. 2012. Автор: Козорезенко П.П. (младший)
Также ключевым для творчества СсораСсора. 1967—1968Холст, маслоУничтожена автором», впоследствии, к сожалению, уничтоженное самим автором.
стал образ жены – Клары Ивановны Калинычевой, то явно, то намеком присутствующий во многих его картинах. Виктор Ефимович был однолюб. Они познакомились еще в педучилище, спустя несколько лет поженились и прожили вместе вплоть до трагической смерти художника. Их отношения, которые не были простыми (а могла ли быть простой совместная жизнь двух сильных, талантливых людей?) можно проследить по работам Попкова. В 1970 году Виктор Ефимович написал большое полотно «…Художник с женой были изображены лежащими на кровати под одним одеялом, но отвернувшимися друг от друга и демонстративно читающими книги. Атмосфера в комнате наэлектризована, каждый затаил обиду, но не хочет начинать объяснение. Красноречив свет ночных ламп: над мужем печально теплится синяя, над энергично сдвинувшей брови женой интенсивно и даже гневно горит красная. Однако в картине есть и объединяющий мотив: свернувшаяся клубочком в ногах супругов кошка лежит ровно посередине между ними, как символ примирения и домашнего уюта. Клара Ивановна любила животных, они были героями многих ее иллюстраций, и в квартире в какой-то момент появилась кошка, которую художник и изобразил на этой картине.
Созданная в 1970 году, картина «ОктябрьОктябрь. 1970Холст, масло, 80 х 126Международная конфедерация союзов художников» соткана из недосказанности. Ее герои – художник и красивая молодая женщина, стоящие в осеннем парке среди скульптур, – лишь отдаленно похожи на Попкова и его жену, оба заняты своими мыслями и кажутся растерянными. Мужчина словно хочет нарисовать героиню, но не решается. Еще полный жизни, но уже несколько сумрачный пейзаж несет не меньшую эмоциональную нагрузку, чем образы персонажей. Опаленный золотом последней листвы осенний парк кажется отражением взаимоотношений героев…
Клара Ивановна не только выступила прототипом многих образов мужа, но и часто была основным судьей и советчиком при создании картин. Высоко оценивая талант жены, художник очень внимательно относился к ее советам и замечаниям. Даже в случае размолвок между ними искусство оставалось превыше всего. Поссорившись, супруги обращались друг к другу по имени-отчеству, но никогда не отказывались помочь в работе. Жена часто говорила мужу, какое место, с ее точки зрения, в картине надо доработать, где композиционное решение не слишком удачно, а где оттенки подобраны не совсем верно. Когда Клара готовила дипломную работу в Суриковском институте, муж ходил вместе с ней в зоопарк, выбранный ею в качестве дипломной темы, и советовал, как лучше сделать тот или иной сюжет из жизни животных.
Международные выставки были не слишком частым событием в жизни супругов, но когда им удавалось поехать за границу, время расходовалось с максимальной отдачей: посещение музеев, поиск недоступных в СССР книг и, конечно, зарисовки с натуры. Так, в 1969 г. в Польше и Югославии прошли персональные выставки Клары Калинычевой, а
тогда же отправился в Восточную Германию, чтобы принять участие в выставке «ГДР глазами советских художников», в экспозиции которой была представлена его картина «В окрестностях Берлина». Удивительно, что именно в Германии им была задумана картина «В соборе», изображающая внутреннее убранство русского храма, словно недолгое пребывание за границей всколыхнуло ностальгию по своему, родному, русскому.…Мы видим туристов, поднявших головы к фрескам – удлиненные, почти бесплотные (не до конца прописанные) фигуры людей сами похожи на почти стертые временем фрески и выглядят менее реальными, чем тени изображений, сохранившихся на стенах собора, – точная метафора эфемерности человеческого существования, преходящего и быстротечного, в отличие от многовековых фресок.
сделал много карандашных и живописных этюдов с древнерусских росписей. Композиция «В соборе» существует не в одном варианте, первый был сделан в 1971 году, но в архиве художника встречаются работы более позднего времени под тем же названием: возможно, самая ранняя версия не показалась мастеру достаточно удачной, и он задумывал сделать еще одну картину на этот же сюжет.
Козорезенко П.П. (младший)
Из книги «Виктор Попков»