Живописец Николай Новиков. 1990. Автор: Б. Вишняков
Творческая судьба каждого большого художника в том или ином преломлении отражает главные тенденции в черты искусства его времени. Произведения Николая Федоровича Новикова убедительный тому пример. Он принадлежит к поколению живописцев, активно включившихся в художественную жизнь в конце 40-х — начале 50-х годов и затем на протяжении двух десятилетий определявших лицо русской живописи второй половины XX века.. Один из одаренных колористов, прошедших строгую классическую школу И. Э. Грабаря, С. В. Герасимова, В. В. Почиталова, Г. М. Ше-галя, Л. В. Туржанского, он в совершенстве усвоил принципы органического единства всех компонентов реалистической формы, связующим началом которой является эмоциональная выразительность живописи. Редкий колористический дар Новикова проявился очень рано. Уже в натюрморте 1942 года начинающий художник обнаружил незаурядные способности целостного живописно-пластического восприятия натуры. Увидев этот холст, А. А. Дейнека сказал тогда Новикову: «Храни всю жизнь...». Пройдут десятилетия, и другой выдающийся мастер В. Ф. Загонек отметит глубокую историчность этого «ученического натюрморта... точно передающего время». Столь же характерен для художника и его ученический эскиз «В разведке» (1944). Здесь обозначилась другая сторона его дарования — композиционный талант и активное живописное мышление. Собственно эти два начала определяют все дальнейшее развитие художника. И в этом его творчество оказалось особенно созвучным искусству 50—70-х годов.
Овладение всеми возможностями классической реалистической системы живописи составляет основное содержание профессиональных устремлений живописцев всех поколений, активно выступавших на выставках этого периода. Задача решалась на путях возрождения станковой картины и углубления самого картинного мышления, композиционного видения. Доминирующим в творческом процессе этих лет было обращение к традициям русской демократической школы живописи с ее богатейшим и разносторонним опытом создания сюжетно-тематической, «хоровой», исторически маштабной картины-сочинения. Наряду с композицией и рисунков вопросы колоризма как совершенного и мощного изобразительно-выразительного средства находились в центре профессионального внимания живописцев.' К этой проблеме они вплотную подошли в предвоенные годы. Известна дискуссия о цвете и тоне, которая прошла в 1939 году иа страницах газеты «Советское искусство». Н. Крымов, Б. Иогансон, И. Грабарь, В. Лазарев в статьях, посвященных реализму в живописи,"уже тогда обосновали идейно-творческое значение проблемы колоризма. В послевоенное время вопросы живописного мастерства были поставлены вновь и на этот раз получили Обстоятельное теоретическое освещение в статьях и книгах таких мастеров живописи, как Б. Иогансон, К. Юон, Г. Шегаль, Н. Крымов и других. Высокие принципы живописного мастерства со все большей определенностью выдвигались на первый план в системе критериев художественности. Нужно правильно понять причины особого внимания к традициям русский школы. Да, в 40—50-х годах здесь имела место абсолютизация национальной художественной традиции и связанная с этим канонизация стилевых черт и форм живописи в творчестве наиболее ярких ее представителей. Но, во-первых, русская живопись второй половины XIX — начала XX века представляет новую ступень развития мировой живописной культувы в ее соединении с социально-нравственными идеалами, нашедшими художественно совершенное воплощение в произведениях великих русских живописцев второй половины XIX века, ясно осознавших смысл и значение происшедших здесь глубоких перемен. Так, Врубель в 1883 году писал: «Живопись в тесном смысле при Рафаэле была послушным младенцем, прелестным, но .^се же младенцем, теперь она самостоятельный муж, отстаивающий энергично самостоятельность своих прав».-^ио-вт'орых, борь'ба всевозможных «левых» с принципиальными основами реализма и ка-лоризма в живописи вызывала Необходимость противостоять этой разрушительной тенденции полемическим утверждением национальной живописной традиции как наиболее близкой духу и й;елям советского искусства. И, наконец, русская школа представляет реальный широкий спектр индивидуально-личностного претворения традиций мировой классики; и этим она была и остается особенно созвучна искусству нашего времени.