Живописец Николай Новиков. 1990. Автор: Б. Вишняков
«Когда выходить на природу, все [...] советы вылетают из головы,— признается художник,— каждый раз держишь экзамен [...] Всякий раз надо отдать себе отчет: для чего пишешь это?.. Надо походить, посмотрть по нескольку раз, иногда только на десятый вдруг что-то увидишь — и получится». Да, мастерство начинается с отбора жизненного мотива, одного-единствен-ного состояния природы, на который и откликнется душа. Тогда и запоют краски свободно и легко. И напишется «вещь на натуре за двадцать минут», и зазвучит в ней ясная мелодия настроения.
Изысканность живописи Новикова вообще, и в его пейзажных произведениях в особенности, открыта каждому человеку, не лишенному поэтического мировосприятия. Свидетельство тому — многочисленные записи в книге отзывов о выставке... «Часто мы, простые зрители, смотрим картину, а «войти» в нее не можем. Здесь же мастер достигает такого эффекта, что ощущаешь себя как бы «внутри» картины, она входит в душу. Это поражает! Картины легко, без усилий поднимают тебя до понимания художником всего им изо-1 бражаемого. Он пленяет нас. Й оказаться в таком «плену» — большое | счастье».
Живописная форма завораживает I зрителя своей прозрачностью, хрустальной чпстотой, мелодической напев-*ностью. Весь предметный мир предстает перед нами в богатстве красок. Это ■волшебство воссоздания натуры в ее поэтическом звучании делает форму иегко воспринимаемой, ее не нужно с усилием «прочитывать», она в себе самой несет смысл. Словно сама жизнь, легко открывает внимательному взору свои тайны.
И еще одну черту творчества Новикова отмечали на том празднике сов-, ременной живописи: историчность его произведений. Историчны его жанры, историчны портреты и пейзажи. В них отразились наши современные, самые сокровенные человеческие чувства и мысли. «...Вы пропели песню о своей Родине,— говорила на обсуждении выставки одна из посетительниц.— Песню задушевную, лирическую, очень глубокую и, я бы сказала, историческую, потому что по таким работам будут судить о нашей эпохе... Это колоссальное жизнеутверждение [...] оно проходит красной нитью во всех ваших работах». Да, в этой любви к жизни высокая — не ходульная, не умозрительно-идеологическая, но истинно художническая! — гражданственность искусства Новикова.
Глубина мироощущения художника проявляется и в его портретах. Здесь он предстает тонким психологом, постигающим мир человеческой души и умеющим зримо передать ее движения в жестах, во всей пластической конструкции и нюансах живописной формы. Это чувство «музыки цельного человека» (Врубель), видимо, является прирожденным, как и колористический талант. «У тех, кто призван к живописи как искусству передавать внутренний мир человека внешними формами, чувство волнующейся и движущейся линии и формы ужасн0 развито»,— писал Крамской и подчеркивал, что «недостаточное чутье формы лишает человека возможности владеть выражением лица». Это фундаментальное положение русской школы етанковпзма усвоено Новиковым органично. Психологизм живой формы в его портретах и картинах позволяет ему «заглянуть» в самые глубины характера человека, что, по мысли того же Крамского, является «настоящей художественной задачей» живописца, ибо произведение должно давать «пищу уму и чувству надолго». Прелесть портретов, как и пейзажей Новикова в этом спокойном созерцании, заставляющем забыть о времени и долго, долго вглядываться в лица людей. Его герои деятельны, душевно определенны, но отнюдь не одноплатны; их размышления неторопливы и серьезны. Художник ничего не «подправляет» в модели, не старается сделать портретируемых лучше. чем они есть, но внимательно постигает сложность их психологии. Сосредоточенные, углубившиеся в себя, они между тем открыты для общения.
Вели добавить к этому, что такие портреты, как «Зинаида Прохоровна» (1974), «А. С. Степанов» («С косьбы») (1974), «Сергей Васильевич» (1972), «Художник Виталий Рассыпнов» (1974), «Портрет матери» (1973), «Портрет отца» (1973), «Н. И. Искусников» (этюд к картине «В разведке», 1957), воссоздают образы людей близких, вошедших в судьбу художника, то станет понятно, почему они часто становятся персонажами его сюжетных картин Герои последних, как правило, портрет-ны в том смысле, что душевный мир моделей в полной мере соответствует тем образам, которые воплощает в своих картинах художник. Их типичность «взята» прямо из жизни. Повтому-то так значительны люди в его портретах и так правдивы персонажи его композиций.