Живописец Николай Новиков. 1990. Автор: Б. Вишняков
Всегда и во всем художника привлекает не внешняя оригинальность облика, но судьба человека. Отсюда и внутренняя «сюжетность» портретов: отчетливо чувствуешь возможность «перерастания» любого из них в образ героя картины. Это как бы прелюдии к сюжетным композициям. Такое отношение к портрету естественно для живописца, воспринимающего жизнь цельно, многопланово и стремящегося воплотить ее явления в собирательных образах картины-сочинения. Вот и сегодня у него в мастерской на мольберте полотно, на котором из двух великолепных портретов «складывается» картина-размышление о судьбе поколений, о нашем историческом времени...
В творчестве Новикова отчетливо просматриваются два основных тематических направления. Всей душой приверженный современной реальности, он с юности и до нынешних дней живет и глубокими впечатяепиями военных лет. Эти как бы два составляющих его мирочувствования — современное и историческое — находят воплощение в картинах. С одной стороны, это картина с четко выраженной драматургией и заостренной типизацией психологии действующих лиц, с энергичной пластикой и живописной режиссурой. С другой — современный жанр. Здесь автор, кажется, ничего не привносит «от себя», а будто пишет, что глаза видят. Но это только на первый взгляд. Ибо в первом случае обобщен и воплощен громадный опыт натурных наблюдений, собранных в тугой узел сочиненного сюжета; во втором — проницательное восприятие натуры, событий окружающей обыденной жизни глазами живописца-композитора.
О содержании произведений Новикова писать очень трудно. За немногим исключением в его картинах ничего не происходит. Только внимательно вглядевшись в лица персонажей, начинаешь постигать глубины их внутреннего мира, ощущаешь их состояние, характеры, а через них и смысл происходящего. Внешне в своих произведениях Новиков предстает чаще всего певцом гармонии и согласия. Его пейзажи, портреты, жанровые композиции исполнены умиротворенности. Однако образы его картин несут заряд внутренней энергии, силу чувств.
Есть емкое русское слово «лад», в наше время редко употребляемое в своем собственном значении, но вошедшее во множество производных от него. По Далю, оно означает согласие, мир, порядок, дружбу, любовь, отсутствие вражды. У полотен Новикова физически постигаешь смысл этого русского слова, укоренившегося в жизни русской деревни в качестве высшего критерия нравственности и красоты: «ладная семья», «ладный человек», «ладная работа» и т. д. и т. д. Что может быть выше этой оценки? Но слово это — не праздный венок достоинств. В нем скрыта энергия созидания... Оно дало жизнь многим словам, обозначающим деятельное стремление к идеалу согласия, согласованности, гармонии.
Искусство Н. Ф. Новикова выросло на почве именно такого мировосприятия. Городской человек, столичный интеллигент, он органически сохранил в себе начала крестьянского уклада жизни, чувство его высокой поэзии, живую непосредственную любовь к «мелочам» сельского быта. Эти начала глубоко пронизывают образный строй всех произведений Новикова. Потому-то так пе-сенно прозвучало его солнечное полотно «В новом доме» (1961). Золото све-жевыструганных досок и бревен сруба, словно вобравших в себя всю силу солнечного тепла; сияющие зеленые летние дали в проемах окон; тихая, идущая из глубины души радость юной матери, бережно-нежно прижимающей к груди новорожденного. Ее лицо светится счастьем обретения своего гнезда. Это поэма о возрождении жизни на земле, где еще не так давно прокатилась война.
В творчестве Новикова нет внешних подъемов и спадов, нет поисковых отходов в сторону, сломов стиля и тому подобных драматических коллизий творчесното развития. В почти полувековом пути живописца идет последовательное и непрерывное накопление материала и обогащение словно бы единой многочастной картины жизни, которую он начал создавать еще на студенческой скамье. От природы «красивый живописный голос» (А. Пластов) художника позволил ему петь свободно и вдохновенно.