Живописец Николай Новиков. 1990. Автор: Б. Вишняков
Есть два места на земле, где художник черпал и черпает материал для своих творческих размышлений. Это его родная деревня Острицы под Можайском и «Академическая дача» под Вышним Волочком. Земли древние, исконно рувские. Николай Федорович считает, что для художественных открытий не обязательно выезжать в дальние края. Родная почва неисчерпаема в этом отношении. Хватило бы жизни. Да и правда открывается не вдруг: к ней нужно долго и внимательно присматриваться.
В сюжетных композициях, посвященных современному селу, изображены близкие и знакомые художнику люди, его односельчане, товарищи, друзья. Их жизни посвящен цикл картин, написанных в разные годы. Одну из них мы назвали. В 60—70-е годы созданы «Весенние заботы» (1967), «Ожидание» (1974 и вариант, 1981), «Матери» (1975), «Отец и сын Ратниковы» (1979), «Свадьба» (1979). «Июль сенокосный» (1983), «Картошка» (1985), «База» (1985). Все это живописные рассказы о русском селе. Ни многозначительных событий, ни тематически укрупненных персонажей в этих произведених нет. Главный их герой — правда жизни как она была, как она есть. Поэтическая сила этих картин — в изображенных людях, близких сердцу художника, занятых повседневным крестьянским трудом на родной земле. Художник любит эту «землю-матушку», плотную, обнаженную, весомую, которая из-под ног никуда «не улетит». И люди на ней такие же основательные, весомые, неторопливые, ладные. Обыденность требует особой художественной зоркости, чтобы в ней открылись смысл, правда, значительность. И зритель неизменно и чутко улавливает это качество жанров, которые кистью мастера поднимаются до картинных обобщений многопланового содержания. На обсуждении персональной выставки художника один из выступавших заметил, что живопись Новикова не просто «язык», «форма», но это художественное мышление мастера. Наблюдение безусловно верное, объясняющее тайну привлекательности картин Новикова.
Цикл живописных повествований о современной деревне по духу своему, по народности идеала и авторскому отношению созвучен лучшим произведениям «деревенской прозы», родившимся в то же время и на той же народной почве. Они сопоставимы и по великолепному русскому образному языку, и пафосу творчества. «Так хочется окунуться в живопись, написать людей на воле, в ржавой осенней траве!» Вот художественный идеал Новикова. И он сумел воплотить его в полную меру своего дарования. Не забудем также, что образ «земли-матушки» во всем великолепии ее красок запечатлен в десятках превосходных пейзажей.
Как уже было сказано, второй тематический пласт в творчестве Новикова— собственно исторических композиций — связан с событиями Великой Отечественной войны.
Еще будучи студентом, он написал выразительный эскиз «В разведав» (1944), а в 1957 году уже во всеоружии мастерства и духовной зрелости создал на его основе картину под тем же названием — вещь сильную, правдивую. Художник встречался е партизанами Смоленщины сразу после войны. Тогда еще это ие было историей. И рассказы партизан, наполненные красками реальной жизни, глубоко запечатлелись в его душе. Из этих впечатлений и сложились образы трех картин — названной выше. «К партизанам» (1977) я «Пусть войдут!» (1987). Для Новикова эти сюжеты — родные, кровные. Фашисты сожгли до тла деревню, где он родился и вырос. Погибли на фронте два его брата.
В народных типах, созданных художником, всегда чувствуешь внутреннюю, глубоко скрытую экспрессию, силу характера, готовую проявиться решительным действием. В образах картин военного цикла нашла открытое выражение эта черта героев Новикова.
В полную силу драматический живописный талант художника проявился в картине «В разведке». Свето-пвето-вые контрасты, цветоносный, точно горящий изнутри, мрак избы, освешаемой мерцающим огнем керосиновой лампы. сливается в нашем восприятии изображаемой сцены с живо и точно взятыми выражениями .тип и жестами рук старика в белой рубахе и бойла с автоматом. Сплав живописной стихии с лаконичными, «говорящими» деталями создает правдивую картину большой эмоциональной силы. В ней воплотился жизненный и творческий опыт художника. Он не был непосредственным участником воины. Тем значительнее тот факт, что историческая картина дышит живой правдой, искренней взволнованностью и поэтичностью воссозданного на полотне события.