Новиков Николай Федорович [1922]

  • Страница №6
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Живописец Николай Новиков. 1990. Автор: Б. Вишняков

Драматургия   картины   «К   партизанам» основана на раскрытии душевного состояния     человека.     совершающего «шаг», который за порогом этой избы будет определять всю его дальнейшую судьбу.  Прототипом  образа  героя  полотна послужил односельчанин художника  Алексей Степанович Степанов — типичный русский крестьянин. «Это был изумительный человек.  — вспоминает Новиков. — Добрый-добоый. Все делал. Пас скот, был разнорабочим. Человек очень трудной и очень несправедливой судьбы. Беднейший человек. Как любил он лес все живое!..  Очень интересно  было  с   ним  разговаривать».  В нем и увидел художник живое воплощение героев партизанской войны. Он был уверен, что в подобной ситуации Алексей Степанович поступил бы именно так,  а не иначе.  Пластически это выражено  в картине  предельно  лаконично, психологически точно ж убеждающе правдиво. Мы чувствуем, какой груз переживаний давит на плечи человека, оставляющего родной дом, быть может, навсегда. И тем значительней, тем внутренне экспрессивней этот решительный шаг к порогу, за которым полыхает война.

Три картины, посвященные этой теме, складываются в трехчастную композицию, где образ русского советского крестьянина показан в полную силу своего величия, беззаветной преданности родной земле, готовности жертвовать ради нее жизнью.

Десять лет разделяют создание картин «К партизанам» и «Пусть войдут!».

В эти годы художник размеренно работал над сельской современностью, писал и писал пейзажи, портреты.
Можно было полагать, что его творческий интерес к далеким событиям
войны уже угас. Но вот на республиканской выставке «Художник и время» появилось его новое полотно «Пусть войдут!». Задумал и создал он его в годы, непосредственно предшествовавшие выставке. Таким образом, оно от ражает современный взгляд художника на исторические события полувековой давности. На полотне воссоздан один из бесчисленных фронтовых эпизодов. Перед зрителем — образ солдата Великой Отечественной, чье мужество и отвага сокрушили железный кулак фашизма, занесенный над миром. Из таких вот повседневных боевых дел день за  днем —  с  22 июня  1941  года до 9 мая 1945 — складывалась всемирно-историческая Победа над ударными силами империалистической реакции. И если бы не отвага и самоотверженность вот таких русских парней, исход борьбы с фашизмом мог быть иным...

Произведение это — средни лучшим страницам художественной летописи народного подвига. Оно исполнено лиризма суровой правды и убеждает проникновенным раскрытием духовной высоты, на которую поднялся в это роковое мгновение Солдат, изготовившийся к смертельной схватке...

Решающим моментом в кристаллизации впечатлений и размышлений вокруг темы задуманной картины послужил, как это нередко бывает в процессе творчества, ординарный случай. Как-то выходя из избы, художник обратил внимание на старую дверь со щелями меж толстых почерневших от времени досок, с железной кованой щеколдой... И в воображении сразу возник драматический узел событий в его пластической «завязи». А дальше уже пошла работа — наброски, отбор типажей, натурные этюды, компоновка холста. В процессе поиска пластического решения преодолевались внешняя описа-тельность, многословность. Так постепенно композиция собралась в тугую пружину действия. Зритель застает его кульминацию.

... Густой полумрак избы, наполненный красновато-коричневыми приглушенными горячими тонами, сразу создает впечатление «накаленной атмосферы» внезапно сложившейся ситуации. Пламя свечи выхватило из полумрака фигуру солдата. Его застывшее в напряженном ожидании лицо выделяется на фоне тревожно колеблющейся тени. Тихое движение старой женщины с огарком свечи в дрожащих руках рождает широчайшую гамму драматических ассоциаций. Эта маленькая, хрупкая старушка — воплощение беззащитности, материнской святости (словно перед образами со свечой шепчет молитву) . Но еще мгновение... «рванет» бой, погаснет свеча и, может быть, оборвется жизнь старой женщины, волей беспощадной военной судьбы оказавшейся в центре схватки. Как это все многозначительно, полно реальных аналогий! И никакого внешнего драматизма, полыхания взрывов, ярости боя и т. п. Все замерло, лишь отсвет колеблемого воздухом пламени свечи, вспыхнувшего в глазах солдата, передает последнюю степень внутреннего напряжения, яростную силу, готовую обрушиться на тех, кто за этой дверью. Много их ляжет у порога избег.»