Живописец Николай Новиков. 1990. Автор: Б. Вишняков
В ряду других (впрочем, немногих) содержательных и правдивых образов рядовых Великой Отечественной образ солдата, созданный Новиковым,— один из наиболее впечатляющих по драматизму, внутренней экспрессии. Есть и еще одна особенность этого произведения. Всем строем и смыслом картина обращена к идейно-нравственным проблемам ваших дней. Она вызывает остросовременные ассоциации. Тревожно-грозное: «Готовность номер один!»— не раз за минувшие 45 лет приближало нас к роковой черте. И сегодня мир пока не застрахован от неожиданностей. Да! Картина — и об этом.
Современная оборонительная доктрина Советского государства должна включить и нравственно-психологический фактор в понятие «разумной достаточности» военного потенциала Вооруженных сил, стоящих на страже мирной жизни народов нашей Родины. Нет, это не произвольный искусствоведческий домысел. И такие мысли и чувства направляли кисть художника в процессе работы над полотном. Ныне они не просто актуальны, они политически злободневны.
В наши дни можно услышать и прочесть странные рассуждения чуть ли не об устарелости темы Великой Отечественной войны. Говорят, если и следует заниматься ею, то не иначе, как «под углом зрения» сугубо критическим: искать и изображать просчеты полководцев, показывать жертвы стратегических ошибок и другой «негатив», коим так увлечена ныне наша публицистика. Иные наши отечественные идеологи в припадке нигилизма (конечно же, под видом «очищения» и «покаяния») налево и направо рушат наши духовные святыни, даже не замечая того, что сами уподобляются псевдореволюционным фанатикам 20— 30-х годов. Не щадят они и нашу память о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
Да, ценой огромных жертв отстояли мы свою свободу. Не меньше сил отдали восстановлению разрушенного хозяйства. Мы помним также, что «экономическое чудо», которое принес Западной (!) Европе «план Маршала», осуществлялось одновременно с производством водородных бомб, предназначенных для нанесения ударов по жизненным центрам нашей страны. Навязав гонку вооружений, нас пытались задушить экономически. Как говорится, не мытьем, так катаньем. Но и этот зловещий хитроумный план был сорван; в который раз «светоносная энергия народа» (А. Платонов) совершила чудо возрождения Отечества. Все сильное, духовно здоровое в нашем обществе обратилось к решению невероятно трудных, казалось бы, безнадежно трудных дел. И свершило их. Несмотря ни на что!
Для западных стратегов это был самый страшный результат войны. Полвека не прекращают они попытки пересмотра истории великой битвы народов. Дело не ограничивается историографическими фальсификациям». В последние годы по вашему строящемуся «европейскому дому» прокатилась вол-па осквернения мотял советских воинов, отдавших жизнь ради спасения народов от коричневой чумы. «Любителей плевать на могилы» (английская поговорка) сегодня развелось здесь великое множество. Телевидение, радио, газеты сообщают о фактах гнусного политического вандализма. Фашиствующие толпы добрались до памятника Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке... Это тоже реальность. С ней нужно считаться при анализе многомерной «разноначаль-ной» (Герцен) общественной психологии в ее отношениях к мировой войне 1941—1945 годов...
Нет, мы не уклонились от темы статьи. Именно у картины Новикова и возникли все эти и многие другие соображения. Что поделать: политизировались вся наша жизнь, наше мировосприятие, в том числе ж художественно-эстетическое. Впрочем, здесь проявляется закономерность социальных ориентации эстетических отношений общества к явлениям жизни и искусства. Политические события времени всегда высвечивают в них грани. созвучные общественным настроениям. В современном историческом контексте образ солдата Великой Отечественной поднимается в картине Новикова до выражения духа народа, готового проявить в роковые минуты истории все своп нравственные силы.