Жуковский и Левитан. 1980. Автор: Горелов М.И.
С самого начала занятий в Училище на
оказал сильное влияние . Работая с натуры, Жуковский выбирает лирические мотивы. Эти мотивы были во многом подсказаны ему творчеством Левитана, создавшего в мастерской по этюдам целый ряд вечерних пейзажей. Жуковский стремился, по-видимому, непосредственно в работе на натуре достичь близких результатов, с той разницей, что если у Левитана натурные этюды являлись средством для создания больших картин, то для Жуковского они оказывались самоцелью. Не будучи оригинальными, эти небольшие картины интересны в плане становления творческого метода молодого художника. Настроение этих пейзажей и свойственная им обобщенность были как бы подсказаны самим выбором мотивов.К таким работам может быть отнесен «Вечер (Сараи и копна сена)», 1899, Художественный музей Белорусской ССР. Этот небольшой пейзаж написан маслом на картоне. В нем явно заметно увлечение лунными пейзажами Левитана конца 1890-х годов.
старается передать туманную дымку лунного света, растворяющую очертания копен сена. Их бледные фиолетовые пятна тают в голубовато-зеленоватом мареве, поглотившем весь передний план. В глубине пейзажа это марево превращается в белесый туман. В левом углу, на фоне серо-фиолетового неба, горит золотой диск луны, распространяя вокруг мерцающий свет.Первые отзывы о Жуковском отмечают влияние на него Левитана. В. Дедлов (В.Л. Кигн) в статье «XXV Передвижная выставка» писал: «Жуковский, хотя и находящийся под влиянием Левитана, но поэтический талант». Критик подметил, что влияние крупнейшего пейзажиста не обезличило творчества начинающего.
Большое впечатление на молодого художника произвели не только лирические, но и драматические образы, созданные Левитаном. Как было отмечено, один из пейзажей Жуковского «Под вечер» (1893) был исполнен под впечатлением этюда к знаменитой картине «У омутаУ омута. 1892Холст, масло., 150 x 209Государственная Третьяковская галерея». Картина «Нахмурилось» («Осень»)Нахмурилось (Осень). 1896Холст, масло, 74,5 x 106Ярославский художественный музей (1896, Ярославский областной художественный музей) написана в позднелевитановской манере широкого письма. Появившаяся на 25-й Передвижной выставке, она в целом была положительно оценена критикой: «Из работ экспонентов лучшие , очень сильно выдвинувшегося за последние два года; его «НахмурилосьНахмурилось (Осень). 1896Холст, масло, 74,5 x 106Ярославский художественный музей», сильно напоминающая бывшую в 1893 году картину «ВладимиркаВладимирка. 1892Холст, масло., 79 x 123Государственная Третьяковская галерея» — большая дорога, одна из лучших вещей на выставке и портится немного чересчур тяжелыми облаками, вылезающими из рамы».
Однако следует признать, что драматический образ природы не был созвучен таланту Жуковского и потому остался лишь эпизодом в его творчестве. В гораздо большей степени его увлекали мажорные звонкие пейзажи, посвященные смене времен года. К таким произведениям относитея картина «Первый снег. К сумеркамПервый снег. К сумеркам (Ранний снег). 1898Холст, масло, 27 х 40Самарский художественный музей» («Ранний снег», 1898, Куйбышевский художественный музей), изображающая деревенскую улицу с избами и деревьями вдали. Характерно применение на переднем плане контрастирующих цветовых пятен: между белыми хлопьями снега проглядывают зеленовато-голубые кусты и оранжево-желтые осенние ветки клена.
Новизна и свежесть его пейзажей привлекают внимание критики: «Большой подражатель Левитана, г. Жуковский тоже удивительно поэтичен в своем «Закате» и «Первом снеге». Называя Жуковского подражателем Левитана, автор приведенных строк не отказывает ему в одаренности и полон восхищения его талантом.
В творчестве Левитана МартМарт. 1895Холст, масло., 60 x 75Государственная Третьяковская галерея» (1895). В звенящем весенней радостью пейзаже с неподражаемым чувством передана гармония человеческого жилища и природы. Жуковский в картине «Пригрело» (1899), появившейся на 27-й Передвижной выставке, заимствует этот мотив. В статье «По выставкам» А.Ростиславов обращает внимание на слишком откровенное, по его мнению, подражание Жуковского Левитану: «И вот на той же передвижной выставке, несомненно, чрезвычайно талантливый молодой пейзажист г. Жуковский, выставивший чрезвычайно интересную по живописи и настроению оригинальную картину «В глухую полночь», страшно обесцвечивает себя явным подражанием Левитану в других, очень, правда, хороших по живописи, напр., в картинах «Пригрело» (см. «Март месяц» Левитана), «Пробуждение природы» и др.». Такое неожиданное отклонение от оригинальных поисков, по-видимому, можно объяснить тем, что «Март» Левитана для Жуковского явился путеводной звездой, вдохновившей его на создание серии пейзажей.
уловил и прочувствовал все разнообразие его настроений — от проникновенного лиризма до приподнятой жизнерадостности, наиболее сильное впечатление на Жуковского оказал «В картине «Пробуждение природыПробуждение природы. 1899Холст, масло, 129,5 х 119Латвийский Национальный художественный музей (Latvijas Nacionālais mākslas muzejs)» (1899, Гос. художественный музей Латвийской ССР) Жуковский, беря за основу принципы построения картины «Март» ЛевитанаМарт. 1895Холст, масло., 60 x 75Государственная Третьяковская галерея, стремился средствами композиции и колорита объединить архитектуру и пейзаж. Светло-желтоватому фундаменту церкви соответствует белая масса снега. Темный ствол липы на переднем плане оказывается осью симметрии, благодаря которой картина охватывается единым взглядом. Контрасты белого и голубого повторяются по обеим сторонам этой оси. Слева белая береза выделяется на безоблачном небе. Справа залитые светом пилястры красуются на фоне лазури. Приближается вечер; от деревьев стелятся по дорожке длинные тени, и природа наполнена тем ясным безмолвием, которое наступает после половодья. Весенняя природа и архитектура, залитая розовым солнечным светом, слились в образ счастья и радости, звучат прелюдией пробуждения жизни после долгого зимнего сна.
Было бы несправедливо обвинить Жуковского в некритическом заимствовании чужого мотива. Здесь можно говорить не о подражании, а об освоении опыта замечательного художника, об изучении его шедевра. Во многом еще ученически незрелый пейзаж Жуковского интересен прежде всего как показатель того глубокого влияния, которое оказывал на него
.