Жуковский и Левитан. 1980. Автор: Горелов М.И.
Был и другой аспект исключительного интереса Жуковского к картине МартМарт. 1895Холст, масло., 60 x 75Государственная Третьяковская галерея». В отличие от предшествующих ей больших картин она «писалась с натуры (в Горке Тверской губернии. - М.Г.), по свидетельству дочери Турчаниновой и . Если так, то это, вероятно, первый случай писания картины Левитаном прямо на пленэре. Но как бы ни был натурным этот пейзаж, он и по своей содержательности и по своей композиционной построенности является не этюдом, а картиной. Это не мгновенно схваченный, однозначный мотив, как в этюде, а сложное и богатое внутренним эмоциональным содержанием, обобщающее многие переживания и восприятия картинное изображение ... Но все это столь построенное изображение не создано по этюдам, а выискано на натуре. Оно результат не построения на холсте, а выбора точки зрения, при которой видимый пейзаж становится композиционным». Мы не имеем свидетельств того, какое впечатление произвело это творение Левитана на Жуковского в середине 1890-х годов. Об этом можно только косвенно судить по воспоминаниям , по-видимому, относящимся к началу XX века. В этих воспоминаниях рассказывается о беседе, состоявшейся между художниками В.К. Бялыницким-Бируля, , и Ю.И. Турчаниновой, младшей дочерью А.Н. Турчаниновой, на том самом месте, где когда-то была написана картина «Март», «Мы шли мимо черного крыльца, где взгляд падает на чудесный бор, который все знают по картине Левитана «Март». Мы все невольно в радостном порыве воскликнули: «Смотрите, вот откуда написан «Март»! В беседах с Юлией Ивановной мы установили, что был написан большой этюд на подрамнике. Мы долго были не уверены в этом, но из дальнейших расспросов убедились, что «Март» целиком написан с натуры и в этом смысле может считаться этюдом. Нам подробно рассказали, как устанавливался подрамник, даже о том, кто держал зонтик. И вот нам стало понятно, как возник радостный, жизнеутверждающий образ природы, созданный на вольном воздухе голубой весной. Яркий мартовский день, когда солнце, съедая снег, делает его темным, ноздреватым, рыхлым. Этот этюд настолько сделан, закончен, что в нем есть главное, что характерно для картины, — целостный образ природы. И как угодно называйте это произведение, но это и картина».
«Из приведенного отрывка становится очевидно, что всех трех живописцев больше всего во время этой беседы интересовал метод Левитана по созданию картин, без предварительных эскизов, непосредственно с натуры. Для Жуковского этот разговор был интересен вдвойне, так как он был одним из первых зрителей этого шедевра и одним из первых учеников Училища, на всю жизнь усвоившим метод работы, в котором этюд с натуры становится картиной. Левитан в «Марте» словно связал воедино картинное начало с этюдным и поднял искусство пейзажа на новую, высшую ступень.
Затем у Левитана зарождался пейзаж, по характеру избранного сюжета напоминающий этюд, по манере исполнения — картину. В том же 1895 году, когда Закат. Лес. ПапоротникиЛес. Папоротники. Закат. 1895Холст, масло, 28,7 x 39Государственная Третьяковская галерея», Левитан создает по этюдам картину на близкий сюжет — «Папоротники на бору» (собрание Т.В. Гельцер, Москва). Сравнение картин обнаруживает, что они написаны с одного и того же места и почти с одной и той же точки зрения, только Левитан стоял дальше от деревьев, чем Жуковский. Можно предполагать, что оба художника могли здесь работать одновременно, причем каждый знал работу другого. Общность сюжета не мешает художникам пользоваться различными творческими методами и по-разному осмысливать образ природы. У Жуковского пейзаж написан с натуры и имеет ярко выраженное картинное звучание. У Левитана пейзаж написан по этюдам и тем не менее напоминает большой этюд. Если Жуковского интересует образ хвойного леса в целом, то Левитан сосредоточивает основное внимание на характеристике папоротников переднего плана, оставляя в поле видимости только нижние части стволов и передавая в глубине леса, в просвете деревьев две полоски неба. Предельно сужая пространство, Левитан выделяет типическую деталь, раскрывая ее во всех подробностях. в законченном произведении сумел передать всю свежесть и непосредственность своего восприятия натуры, чего как раз недоставало Жуковскому. Позднее последний, проанализировав и сравнив свою работу и работу Левитана, по-видимому, предпочел его метод собственному.
написал «Тогда, в 1895 году, отмеченная тенденция в сознании Жуковского только что зародилась, но в 1898 году, когда он усовершенствовался под руководством Левитана, этот метод ярко себя обнаруживает. Можно проследить это на примере трех односюжетных произведений Жуковского: «Весенняя водаВесенняя вода. 1898Холст, масло, 78 x 121Государственный Русский музей». Первое — в 1930-х годах находилось в Новоторжском краеведческом музее. (В настоящее время местонахождение его неизвестно, и о нем можно судить по сохранившейся фотографии.) Второе — хранится в Свердловской картинной галерее. Третье — в Государственном Русском музее. Сравнительный анализ этих работ, являющихся соответственно этюдом, эскизом и картиной, может характеризовать творческий метод художника.
Если в предшествующий период этюдом в пейзаже обычно считалась фрагментарная часть будущей картины, то в конце XIX века этюд, как первичная фиксация определенного вида и состояния природы, имеет своей задачей более широкий охват пространства, чем картина, словно представляющая собой кадр в первоначальном кадре. В своем эскизе
дает лишь фрагмент этюда, его центральную часть. Участки неба и верхние части деревьев выходят за границы изображения. Изгиб берега исчезает, и земля отделяется от зрителя водным пространством. Формат при общем увеличении становится более вытянутым по горизонтали.Если при переходе от этюда к эскизу размер последнего увеличивается больше всего в ширину в связи с сужением пространственного кадра, то в картине, по сравнению с эскизом, пространственный охват остается неизменным, но в полтора раза увеличивается формат. Как сужение пространственного кадра в эскизе приближало образ природы к зрителю, так и увеличение размеров картины способствовало укрупнению пейзажа.
В эскизе, несмотря на значительно меньшие размеры всего изображенного, детали разных планов более выписаны, в картине же они теряют четкость очертаний, так как более обобщены и затенены.
Весенний пейзаж, принадлежавший когда-то Новоторжскому музею, с его подчеркнутым картинным началом носит передвижнический характере тогда как пейзаж Русского музея внешне приобретает черты этюда, привлекая свежестью и непосредственностью ощущений, но при этом не теряет композиционной и колористической цельности, он как бы характеризует новый период в развитии реалистического пейзажа в преддверье XX века. Вместе с тем картина сохраняет гладкую «эмалевую», ласкающую глаз поверхность, которая была характерна для сочиненного пейзажа.
Картина «Весенняя водаВесенняя вода. 1898Холст, масло, 78 x 121Государственный Русский музей» по своему эмоциональному строю является глубоко лирическим пейзажем. Зрителя зачаровывают прозрачные тени среди отражений голубого свода, освещенный косыми лучами берег с тончайшей пеленой последнего снега и словно тающая в весенней дымке чаща, навевающие состояние какого-то легкого и счастливого сна.