Жуковский и Левитан. 1980. Автор: Горелов М.И.
Авторы книги «Русская художественная школа второй половины XIX—начала XX века» дают следующую характеристику этих отличий: «Обычно одним из любимейших учеников Левитана называют талантливого пейзажиста С.Ю. Жуковского, ставшего впоследствии, в свою очередь, преподавателем Московского Училища. Внешне
никак не похож на своего учителя. Уже в своих учебных этюдах он стремится к иному характеру воздействия пейзажа на зрителя, чем тот, которого добивался в своих полотнах . Тем не менее его творчество характерно для определения направления педагогических усилий Левитана. В творчестве С.Жуковского зрелого периода сказывается прежде всего стремление найти способы активизации выраженного в пейзаже или интерьере настроения. В его картинах нет того конкретного мотива, который всегда присутствует в левитановских полотнах. Сюжетом для него всегда служит определенное настроение, для воплощения которого художник выискивает соответствующий мотив. Поэтому Левитан представляется неизмеримо более разнообразным в своих работах, хотя в каждой из них ясно выявлена его индивидуальность, его своеобразное ощущение окружающей действительности, тогда как С.Жуковский более однообразен: натура не имеет для него такого решающего значения и смысла».Отдельные мысли в приведенной цитате представляются ошибочными, уводящими в сторону от выяснения специфики творчества обоих художников. Натура для Левитана и Жуковского, как художников-реалистов, составляла основу их творчества. Поэтому сюжетом произведений Жуковского являлось не настроение, а природа. Без правдивого природного мотива для него не было возможно ни творчество, ни вдохновение. Этой особенностью Жуковский противостоит таким современным ему художникам во многом сочиненного пейзажа, как
и . Другой вопрос, что в творчестве Левитана и Жуковского увлекший и вдохновивший их «пейзажный мотив» мог воплотиться в поэтический образ только тогда, когда он выражал глубокие внутренние переживания художников. Различие их творческих индивидуальностей следует искать не в особенностях мироощущения, а в самом подходе к созданию художественного образа.По мнению цитируемых авторов, у Левитана всегда присутствует конкретный мотив, который будто бы отсутствует у Жуковского. В действительности у Левитана зачастую возникал синтетический образ; например, в картине «Над вечным покоем» изображено озеро Удомля Тверской губернии, а церковка взята из Плёса. Левитан в своих работах менее привязан к конкретной местности, он стремится к созданию обобщенного образа. Жуковский никогда не отрывается от непосредственного наблюдения натуры, от вида данной конкретной местности. Его творчество почти не знает синтетических обобщенных образов, и типические черты его произведений обязательно высмотрены в жизни. У него типическое, как общее, органически связано с индивидуальным, как единичным, и фантазия его неизменно прикована к определенному объекту изображения. Будучи художником лирического склада и в то же время более связанным с натурой в своем творческом методе, чем
, мог воссоздавать только то, что его окружало и что одновременно отвечало его настроению, и потому он был более ограничен в выборе сюжетов. В этом смысле возможности для создания обобщенных образов у Левитана — более широкие, у Жуковского — они уже.Здесь следует согласиться с авторами приведенного высказывания: Левитан действительно более разнообразен, чем Жуковский, но не потому, что творчество первого содержит конкретный мотив, а у второго он будто бы отсутствует. Разнообразие лирического пейзажа Левитана в целом обусловлено многосторонними связями его личных душевных переживаний с общественными настроениями. В результате Левитану удается возвыситься до философских поэм в пейзаже, раскрывающих духовную жизнь русского общества конца XIX века. Индивидуализированный характер творчества Жуковского также отражает веяние эпохи. Но в целом для него типичен отход от гражданских идей в интимный мир личных переживаний. Мир его образов более узок и замкнут личностью художника, что в целом характерно для пейзажной живописи начала XX века. У Левитана лиризм имеет более широкий общественный резонанс, у Жуковского он зачастую приобретает камерное звучание. У Левитана в каждом его произведении обнаруживается определенность и цельность настроения. У него встречаются то грустные, то радостные мотивы, сменяющие друг друга в разных произведениях и даже в отдельные периоды. Жуковскому подвластны тончайшие движения чувств. Он прочувствовал радость в багряной осени, подсмотрел печаль в весенней природе. Здесь выявляется та тонкость эмоциональных оттенков, которая связана с более индивидуализированным характером творчества.
Есть и другой аспект различия настроений обоих пейзажистов. Левитан активно переносит свои чувства на природу, которая в силу этого словно становится одухотворенной и потому в свою очередь их отражает. Природа зачастую как бы подчиняется его чувствам грусти или радости. Поэтому у Левитана внутренний голос художника выделяется ведущей нотой из голоса природы.
У Жуковского настроение исходит из одухотворения самой природы. Она оказывается активным выразителем эмоционального строя. Художник творит под непосредственным ее обаянием и при этом словно маскирует свои сокровенные чувства, выдавая их за настроение самого пейзажа. Его внутренний голос сливается воедино с голосом природы. Внешне кажется, что художник не переносит своих чувств на природу, но, уподобляясь зрителю, как бы извлекает их из нее, тогда как на самом деле он сам избирает такие мотивы, которые созвучны его душевному строю.
В лирическом пейзаже Жуковского обнаруживается непосредственная преемственность от Левитана. Он воспринял от учителя благородство самой живописи, ее красочные аккорды, симфоничность звучания. В то же время различие творческих методов и разное осмысление лирических образов выявляют самостоятельность развития таланта Жуковского. И может быть, в силу этого он, называя в числе других своих руководителей Левитана, считал себя его учеником не в прямом и узком смысле, а скорее, его последователем и продолжателем. В письме к Н.Н.Врангелю он сообщал, что пользовался советами Левитана в последние годы пребывания в Училище . Это подтверждают и слова Жуковского, приведенные в воспоминаниях Ю.Ю. Савицкого: «Формально я никогда не был его учеником. Я никогда не занимался у него в классе. Но я очень многое понял и многому научился, всегда с огромным интересом изучая его картины. Только в этом смысле меня можно считать учеником Левитана» (см. Приложение II). О том, что он не считался формально учеником Левитана, свидетельствует и каталог работ учеников последнего, в котором фамилии Жуковского нет.
Испытав на себе влияние Левитана,
при этом не потерял своей индивидуальности, своего творческого лица. Наоборот, от этого его талант только окреп и расцвел. «Из последователей Левитана наиболее, конечно, почетна и привлекательна группа московских художников , , , а, Дерёгина, Левина, Левченко, и др. Наиболее талантливые из них вносили в свои картины и самобытные ноты».