Андреев Николай Андреевич [1889—1939]

Родился в 1889 в Иркутске. Учился в Иркутском городском училище, посещал художественные мастерские в г. Винница и Киевское художественное училище (школу живописи А.Мурашко). В 1920-1925 заведовал Иркутской картинной галереей. С 1926 по 1932 участвовал в работе общества "Новая Сибирь". В 1927 — делегат I сибирского съезда художников общества "Новая Сибирь". В 1933 — участник 1-й краевой конференции художников Восточно-Сибирского края (Иркутск). С 1933 возглавлял работу выставочного сектора при управлении ВСКРаССХа. 29 апреля 1937 незаконно репрессирован, в марте 1957 реабилитирован посмертно.

Творчество

Знавшие Николая Андреевича Андреева вспоминают, что это был высокий солидный человек, никогда не расстававшийся с черной прямой трубкой, которую курил с удовольствием, щурясь и приминая пальцем табак. Одет он был несколько экстравагантно: черная широкополая шляпа и пальто в клетку. Носил толстовки, шитые из холста, с коричневым или черным бантом на шее, подпоясывался кушаком. В общении был вежлив, любил говорить об искусстве и о политике. Его жизнь и творчесто оборвались на полуслове. Планы и наброски, задуманные и начатые картины остались незавершенными, замыслы нереализованными.

Сейчас о творчестве этого одаренного живописца мы можем судить по картина которые находятся в постоянной экспозиции Иркутского областного художественного музея — «На крайнем Севере» (1922), «Пуговичник. Такмосит» (1925), «Сосновый лес» (1926), «Собаки Севера» (1935), «Лесорубы» (1937), “Партизан” (1938) и нескольким этюдам и рисункам, хранящимся в запасниках. Н. А. Андреев был идеологом иркутской творческой организации, зачинателем многих важных дел. После решения о национализации картинной галереи В. П. Сукачева от 21 февраля 1920 г. он вместе с К. И. Померанцевым и Н. М. Чистяковым произвел учет картин и сделал все возможное, чтобы сберечь их в тяжелые годы интервенции. Он был организатором создания творческой артелии художников «Гагат» и общества «Новая Сибирь», постоянно сотрудничал с Восточно-Сибирским отделом Русского географического общества.

В 1928 по инициативе общества в Якутске была впервые организована выставка картин иркутских художников, посвященная быту народов Якутии и Крайнего Севера. Ее сопровождал Андреев.

Изучение Севера свидетельствует не просто об увлечении экзотикой края, это была теоретическая установка художника, видевшего обогащение арсенала искусства путем взаимодействия с культурой национальных меньшинств. При всей увлеченности Андреева местным материалом он никогда не попадает под его влияние, сохраняя свой художественный метод. Одной из наиболее важных граней его творчества является постижение сути национального характера. Наиболее ярко это проявилось в картине «Пуговичник. Такмосит» (ее еще называют «Жилище Такмосита»). «С полотна задумчиво смотрит старый тунгус. Костлявые руки цепко, словно за жизнь, держатся за посох. Вокруг холодные горы остро Мамонтовых могил около бухты Тикси. Охотник (здесь Томаксит) занесен сюда с собаками на льдине. Питаясь одной рыбой, он прожил здесь два года, разведя большую стаю собак. Экспедиция, в которой находился Андреев, обнаружила его. Художник потрясен выдержкой нового Робинзона»,— рассказывается в одной статей И. Аргунского (Инн. Луговского).

Андреев писал картины довольно долго, в течение нескольких лет, много внимаш уделял сбору материала, вынашивал в себе тему. Обычно он вел параллельно несколько холстов, часто возвращаясь к давно начатым. Много переделывал, мучительно добиваясь полного соответствия своему замыслу, что, заметим, нередко вызывало недовольство критики.

Наиболее показательна в этом плане работа над темой «Собаки Севера» (1935), «На полотне одиннадцать гиляцких ездовых собак,— пишет И. Аргунский в той же статье,— расположившихся перед школьником (рыбосушилка). Вдали студеные волны татарского пролива. Вечереет. Художник восстанавливает действительную картину по доброму десятку этюдов. Много наблюдательности потребовалось, чтобы придать каждой из одиннадцати собак свои индивидуальные черты, свой характер, позу, настроение. Эскизы собак писались в разных местах с натуры».

Андреев много путешествовал с караванами транспортных судов по сибирским рекам, не только обогащая себя запасами творческих впечатлений, но и устранен передвижные выставки, проводя встречи и беседы с самым неподготовленным непросвещенным зрителем.

Он жил искусством. Несомненно, его не могли не волновать проблемы организации художественной жизни Сибири. Андреев ратует за улучшение материально-бытовых условий художников и предлагает вполне конкретные меры, такие, например, как привлечение художественной промышленности, переключение лучших сил на фарфоровую фабрику, организацию в Иркутске Дома самодеятельного творчества. Об этом он взволнованно говорил на 1-й краевой конференции Восточно-Сибирского края. Очень многие проблемы, поставленные тогда, в 1930-х актуальны и не решены сегодня.

Творчество Н. А. Андреева изучено недостаточно. Его последние произведения «Лесорубы» (1937) и «Партизаны» (1938) остались незаконченными. Но даже основываясь на уцелевших работах (названных произведениях из коллекции Иркутского областного художественного музея и нескольких произведениях, хранящихся в Новосибирской картинной галерее), можно сделать вывод, что это был крупный, незаурядный художник, оставивший след как в изобразительном искусстве, так и в культурной жизни Сибири.