Бруни Фёдор Антонович [1799—1875]
Ф.А. Бруни родился в Милане, в семье художника. Вскоре семья переехала в Петербург. В 1809 году, после предварительного обучения у отца, Ф.А. Бруни поступил в Российскую Академию художеств. Его учителями стали известные мастера А.И. Иванов и В.К. Шебуев.
Уже в 1813 году за рисунок с натуры юный художник получает малую серебряную медаль; в 1818 году за картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей» – аттестат I степени.
После окончания в 1818 году Академии художеств Бруни отправляется в Италию и работает там до 1835 года. В это время им были написаны картины «Святая Цецилия», «Пробуждение граций», «Моление о чаше» и «Смерть Камиллы, сестры Горация». Эта картина, выставленная на Капитолии в Риме, положила начало европейской известности Ф.А.Бруни.
В Италии художник написал также портреты княгини З.А. Волконской в костюме Танкреда, А.В. Волконского в охотничьем костюме, баронессы Меллер-Закомельской, копии с фресок Рафаэля «Торжество Галатеи» и «Изгнание Имнедора из храма».
Вскоре после окончания картины «Смерть Камиллы, сестры Горация» Ф.А. Бруни создал еще одно полотно на библейскую тему – «Медный змий», находящееся в настоящее время в Государственном Русском музее.
С 1836 года Ф.А. Бруни – профессор II степени Академии художеств в Петербурге.
С 1837 по 1845 год с небольшими перерывами художник живет и работает в Риме. В этот период им созданы картины «Покров Богородицы» для Казанского собора в Петербурге, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», «Умиление Богородицы», за которую он получил звание почетного члена Академий художеств в Болонье и Милане, профессора Академии художеств во Флоренции и Академии св. Луки в Риме. В это же время он создает двадцать пять картонов росписей для Исаакиевского собора.
В 1846 году, после возвращения из Рима в Петербург в звании профессора живописи I степени, Ф.А. Бруни возобновил преподавание в Академии художеств. Вскоре он был назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа, а с 1855 по 1871 год – ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния.
С 1866 года Бруни возглавлял мозаичное отделение Академии художеств.
Художник создал для Исаакиевского собора двенадцать росписей, в том числе «Страшный суд», «Видение пророка Иезекииля», «Солнце, луна и звезды с группами ангелов», роспись западного люнета главного нефа – «Творец благословляет свое творение», росписи аттика – «Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя после потопа», «Шестидневное сотворение мира», росписи главного алтаря – «Дух Святой, окруженный ангелами», «Неверие Фомы», «Явление Господа апостолам» и другие.
Постепенно Бруни достиг высокого положения: с 1855 г. стал ректором АХ. Он постоянно заседал в различных почетных комиссиях. Но живописью занимался вес меньше и меньше, а в последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти.
Художник все более отдалялся от людей, даже от собственных учеников, порой не видевших своего педагога неделями. К тому же его позиции ревностного хранителя основ академизма порождали неприязнь к нему у молодежи.
В 1871 г. в результате интриг он был вынужден оставить пост ректора и сохранил за собой лишь руководство мозаичной мастерской, им самим организованной.
Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.