Брюллов (Брюлло) Александр Павлович [1798—1877]
Старший брат
, Александр известен главным образом как талантливый архитектор. По его проектам построены в Петербурге здания Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, 1831-33), лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте (1833-38), Пулковской астрономической обсерватории (1834-39), Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43) и др.Он участвовал также в восстановлении залов Зимнего дворца после пожара 1837 г. Однако современники ценили в Александре Брюллове не только архитектора, но и художника-графика. Он много рисовал, писал акварелью, увлекался литографией. Как художник он развивался довольно самостоятельно, что свидетельствует о сильной индивидуальности и несомненном таланте.
Его первым учителем был отец, И.П. Брюллов, — мастер декоративной резьбы; с 1810 по 1820 г. он занимался в архитектурном классе АХ у А.А. Михайлова (второго).
В 1816 и 1819 гг. юноша получил серебряные медали за рисунки с натуры и архитектурные чертежи. Окончив в 1821 г. АХ с аттестатом 1-й степени, Александр вместе с братом Карлом через год едет совершенствоваться за границу (Германия, Италия, Франция) на средства ОПХ. Но еще до отъезда он успел принять участие в работе над одним из лучших литографических изданий, предпринятых ОПХ, — "Собрании видов Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1821-26), выполнив три прекрасных листа по собственным рисункам: "Адмиралтейство со стороны Главного штаба", "Сенная площадь в Петербурге" и "Гулянье на Крестовском острове".
Показателен интерес художника к новой, только еще осваиваемой в России печатной технике — литографии. Отправляя его за границу, ОПХ наряду с изучением классической архитектуры и составлением архитектурного проекта поручило Брюллову основательно изучить технику литографии у известного парижского мастера Г. Энгельмана.
А. Брюллов пробыл за границей с 1822 по 1830 г. В качестве архитектора он составил проект реставрации Помпейских терм (альбом рисунков "Помпейские термы" с им же написанным текстом был издан в 1824 г. в Париже).
Однако 1820-е гг. в творчестве Брюллова знаменательны интенсивной работой в технике акварели. Он пишет романтические пейзажи ("Скалы и луна ночью", 1824), создает серию, посвященную восхождению на Везувий, участником которого стал летом 1824 г., но больше всего занимается акварельными портретами.
По возвращении из за границы в 1830 г. назначен архитектором Двора Его Величества за "проект реставрации Помпейских бань", изданых в его рисунках. В 1831 — звание академика за работы-проекты: инвалидного дома, нескольких театров, загородного дома для гр. Самойловой, церкви в Парголове для гр. Шуваловой, а также и за "многие портреты исполненые водяными красками".
В тоже году определен в Академию художеств и получил 2 степендию архитектуре. В 1832 г. — звание профессора 2 степени, 1842 — звание профессора 1 степени, в 1854 — заслуженый профессор. В 1871 г. Академия праздновала 50 летие деятельности Брюллова, и в его честь была выбита медаль. В том же году вышел в отставку от академической службы.
Работы: Михайловский театр в СПб (1831-1833), Петровская лютеранская церковь на Невском проспекте (1846-1848), Астрономическая обсерватория в Пулкове (1834-1839). Принимал участие по возобновлению покоев Зимнего дворца после пожара 1837 г. и др.