Брюллов Карл Павлович [1799—1852]
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1827
-
- Название Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)
- Год создания 1827
- Материал Холст, масло.
- Размер 64 x 55
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 228
Описание
Еще в 1823 году, вскоре по приезде в Италию,
написал «Итальянское утро». Решающую роль здесь играет освещение, о чем писал сам художник, в следующих словах характеризуя поставленную перед собой задачу: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна». Так снова в этой пленэрной постановке обратился к теме связи человека с природой. В дальнейшем особенно ясно становится отношение художника к пейзажу, который никогда не трактуется им как безразличный фон, но всегда является средой, непосредственно воздействующей на человека.Вслед за «Итальянским утром» Брюллов написал «Сбор винограда» (1827, Русский музей), картину, в которой пейзаж имеет решающее значение. «Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду», — писал
об этой картине, подтверждая, что он писал ее на открытом воздухе. В 1828 году создает «Итальянский полдень» (уменьшенный, вероятно, позднейший, но еще более цельный своим живописным тоном вариант в Третьяковской галлерее). Содержание картины составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека, этим она выгодно отличается от «Сбора винограда», где каждая фигура смотрится отдельно, будучи связана с другими только законом равновесия.Картина представляет собой высшую точку, достигнутую ВирсавияВирсавия. 1832Холст, масло., 173 x 125Государственная Третьяковская галерея», которой художник был неудовлетворен и потому не закончил. Центром картины являете прекрасное обнаженное тело Вирсавии; оно купается в трепещущих лучах солнца, вто время как лицо погружено в прозрачную тень, падающую от деревьев. Однако пейзаж недостаточно связан с фигурой.
в этой группе его работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над этой и подобными картинами связана была, конечно, с неустанным изучением природы. По ощущению природы к «Итальянскому полдню» непосредствено примыкает «Когда в начале 1826 г. «Итальянский полдень» появился на выставке в Петербурге, то строгие критики академического толка заявили в письме к
(от имени Общества поощрения художников), что модель, взятая , имеет «соразмерности» не столько «изящные», сколь «приятные», далекие от классических идеалов. Ответ Комитету Общества замечателен: «Причиной моей погрешности» — писал , — было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».В этих словах содержится понимание не только специфики живописи, но и основ реализма, осознанных
с удивительной быстротой.Слова
показывают, как глубоко сумел он уже тогда проникнуть в самое существо живописи, благотворно почувствовать грань, разделяющую скульптуру и живопись. Эти взгляды, столь противоречащие установкам Академии, могли зародиться уже тогда, когда художник почувствовал потребность окружить пейзажем фигуру Нарцисса.На фоне сухой живописи классиков «Итальянский полдень» звучал как многогранное проявление живописи, вместившей в себе не только форму и натуральный цвет, но и свет и воздух.