Брюллов Карл Павлович [1799—1852]
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839—1843
-
- Название Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году
- Год создания 1839—1843
- Материал Холст, масло.
- Размер 482 x 675
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 228
Описание
Из Константинополя, пересекши Черное море,
направился в Одессу. Отсюда началось его триумфальное шествие на родину. Его гостеприимно встретила Москва. Его чествовали как героя, как победителя. На одном из торжественных обедов были произнесены стихи Баратынского:
Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день ПомпеиПоследний день Помпеи. 1830—1833Холст, масло, 456,5 x 651Государственный Русский музей»
Для русской кисти — первый день.
написал портрет с карандашом и альбомом в руках на фоне дымящегося Везувия. Витали создал бюст художника.
В Москве Брюллов пробыл почти пять месяцев. Он страстно увлекся московской стариной, осматривал Кремль, любовался панорамой города с Воробьевых гор. Воображению его представлялись многочисленные картины из русской истории. Но все они остались в эскизах.
В Москве произошло и первое знакомство
с Пушкиным, которому художник показал эскизы будущих картин, вызвав восторг великого поэта. Необходимость отъезда в Петербург угнетада Брюллова, и в откровенном разговоре с Пушкиным художник высказал в связи с этим прямые опасения за свою творческую судьбу, опасения почти полностью оправдавшиеся.Беспечная московская жизнь вдали от начальства скоро прекратилась. Из Петербурга
получил категорическое предписание немедленно выехать в северную столицу для исполнения заказов для Казанского и строившегося Исаакиевского соборов и занятия профессорского места в Академии художеств. В мае 1836 года приехал наконец в Петербург. И здесь также начались торжества: был устроен великолепный праздник в здании самой Академии около прославленной картины. был торжественно провозглашен первым художником России, мировым гением, сравнявшимся со всеми великими художниками мира.Он был назначен профессором Академии и сразу занял там самое выдающееся положение. Он покорил всех — и учеников, и учителей; его мастерская не вмещала всех желавших у него учиться.
РаспятиеРаспятие. 1838Холст, масло, 510 x 315Государственный Русский музей». В Исаакиевском собореИсаакиевский собор. 1818—1858 ему поручили важнейшие части росписи, в том числе огромный плафон в куполе.
получил ряд церковных заказов. Для Казанского собора он должен был написать образ «Вознесения Богоматери», для кирхи Петра и Павла — «предавался работе с невыразимым жаром, чуть не, падая от усталости и удивляя всех неослабной энергией своего творчества. Точность и быстрота его работы были поразительны; фантазия его была неистощима, казалось, что утомлялся он только физически.
В его мастерской непрерывно толпились самые разнообразные люди, жаждавшие общаться с гением, ловить его афоризмы, созерцать его творения, даже наблюдать за тем, как он работает. Императорский двор, сановники, богачи и светские дамы умоляли, чтобы «великий Карл» удостоил написать их портреты.
В Петербурге
поставил себя независимо. Он уклонился от заказа на портрет Николая I, а начав писать царицу с дочерьми, так и не пошел дальше отдельных этюдов.Оппозиционные настроения
не подлежат никакому сомнению. Близость с Пушкиным, композитором Глинкой, живое участие в судьбе , , многих своих учеников л просто бедных художников, особенно: крепостных, случайно встретившихся на его пути, — все эти черты рисуют человеческий облик .В задуманной
большой исторической картине «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839— 1843, Третьяковская галлерея; эскиз к картине — в Русском музее) он хотели превзойти самого себя. Однако работа над «Осадой Пскова» была постоянно нарушаема вмешательством официальных советников и скоро превратилась в «досаду от Пскова»; не закончив картину, художник использовал ее как перегородку в своей мастерской.