Брюллов Карл Павлович [1799—1852]
Всадница. 1832
-
- Название Всадница
- Год создания 1832
- Материал Холст, масло
- Размер 291,5 x 206
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 228
Описание
На картине изображены сестры Джованнина и Амацилия Паччини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой, с которой Брюллова связывала близкая дружба. Кроме того, Джованина Паччини изображена на портрете графини Ю.П. Самойловой с арапчонкомПортрет графини Ю.П. Самойловой с арапчонком. 1832Холст, масло.
Вся сила брюлловского ума, его знание людей, умение понимать характер полностью сохранились и даже возросли в портретной живописи. Портреты
— это живые люди, воссозданные и закрепленные художником с непревзойденным живописным мастерством, во всем многоразличии их характеров. Ни в России, ни на Западе в то время не было портретиста, равного .В Петербурге портрет стал основным видом творчества
. Еще в последние годы пребывания в Италии он написал знаменитую «Всадницу» (1832, Третьяковская галлерея), грациозно сидящую на великолепном скакуне.Скромную воспитанницу гр. Самойловой художник осмелился изобразить так, как до него художники превозносили только коронованных особ или прославленных полководцев. Уверенной ловкостью амазонки восхищается маленькая девочка, как бы призывая зрителя разделить ее восторг. В этом своеобразии творческого замысла нельзя не видеть выражение смелой воли художника, нарушающего установленные традиции. Самый облик юной модели приобрел некоторую условную обобщенность. Этюд ее лица (исполненный независимо от большой картины), находящийся в Киевском музее русского искусства, вероятно, более портретен и острее передает ее черты. Несравненно живее, чем сама «всадница», девочка, держащаяся за металлические перила. Также обобщен и потому несколько условен весь колорит портрета, построенный на гармонии локальных цветов — принцип, который в дальнейшем стал преобладающим в живописи
. Листва парка и серовато-коричневый цвет каменного портала представляют собой цветовой фон, на котором разыгрывается звучная мелодия чистых красок. Замечательно переданы цвет, фактура и характер тканей. Красота цвета развевающейся прозрачной зеленой вуали выявлена зеленым же фоном парка, так же как розовый цвет платья девочки оживает на фоне дикого камня. Таким образом, в этом портрете, как и во всех позднейших своих работах, не применял принципа пленэра. Он вовсе не ставил таких задач, которые вызывали бы необходимость пленэрной трактовки натуры.