Бучкури Александр Алексеевич [1870—1942]
Имя Александра Алексеевича Бучкури (1870-1942) – одно из наиболее авторитетных и почетных в истории художественной жизни Воронежа начала двадцатого века и послереволюционных лет. С Воронежем связана вся жизнь Бучкури: его юношеские годы и первые шаги в искусстве, расцвет разносторонней художественной деятельности и безвременная трагическая кончина.
Художники старшего поколения, получившие образование в Воронежских Свободных художественным мастерских или учившиеся в Воронежском изотехникуме, считали за честь называть себя учениками Бучкури. Те, кому довелось пользоваться его советами в различных художественных студиях города или испытать на себе влияние примера его личного творчества и выставочной деятельности, гордились своей причастностью к имени Бучкури и произносили его с неизменным почтением.
На недавно прошедшей выставке в Воронежском художественном музее имени И.Н.Крамского было широко представлено и творчество этого мастера живописи, и произведения художников его окружения. Такая экспозиция была очень своевременна, так как приближается празднование семидесятилетия основания Воронежского Союза художников. В 1933 году Бучкури был одним из активных участников по организации "Союза художников ЦЧО", сплотившей художественные силы Воронежа, Орла и Курска, и от Воронежа входил в президиум правления "Союза".
Талантливый ученик ("Я гожусь таким бывшим моим учеником", – писал о нем Репин), Бучкури сложился как яркий и самобытный бытописатель русской деревни с ее своеобразным укладом жизни, обычаями, обрядами, нравами. Он был певцом русской деревенской женщины в многочисленных портретных произведениях, отмечая интересные лица и характеры, увлекаясь красотой национального русского костюма. Он отдавал дань художника очарованию сельского пейзажа.
В окружении произведений любимого им жанра необычной и оригинальной выглядит картина "У цирка", выполненная в 1936 году, в тот период его художественной биографии, когда он уже пережил долгое и тягостное состояние растерянности и неверия в свои силы в 20-е и начале 30-х годов, которое так откровенно, так искренне звучала в его письмах: "Я самого себя, как художника, давно похоронил". "По правде сказать, я бы мог работать. Но сейчас у меня нет воли порвать с педагогикой и поверить в свои силы. Я не знаю, что я могу и что нужно".
Ему были чужды стремления его коллег к новаторству в содержании произведений, а тем более в их исполнении, хотя он и старался их понять. "Из колхозов вернулись художники, понавезли массу вещей. Видел кой-что. Есть порядочные вещи, а главное свежие, работали с увлечением". Но сам Александр Алексеевич, как художник, не видел в себе желания искать и отображать черты переустройства в так хорошо знакомой ему прежде крестьянской жизни. Тема деревни осталась в прошлом.
Но художественная и культурная жизнь Воронежа настоятельно звала его к активному участию. И в письмах Бучкури зазвучали иные нотки. "Я сейчас еще ничего не работаю основательно. Только маленькие эскизы, не могу еще ни на чем останавливаться, а надо что-то сделать для всей культуры. Они ждут. Вообще все думают, что я могу что-то хорошее сделать, а я ни с места, бывает такая заминка". Он нашел в себе силы преодолеть душевный и творческий кризис, испытывает прилив новых творческих сил. В обновленной жизни острым взглядом художника ищет достойный внимания сюжет для картины по заказу Дома санитарного просвещения и находит "Физкультурный парад". И работает с увлечением. "Я сейчас пишу праздник физкультурников. Это очень интересно по костюмам и краскам".
Творческое вдохновение ему дарят также сохранившиеся эскизы, наброски, варианты задуманных картин в прежние годы. Среди давних замыслов была и тема цирка. Еще в 1913 году на весенней выставке Товарищества художников в Петербурге среди произведений, представленных Бучкури, значится выполненный гуашью картон с названием "Наездница и клоун". Эти же не придуманные, а взятые из жизни персонажи стали центральными героями его картины, написанной двадцать три года спустя.
В основу содержания большого жанрового полотна положены не только прежние подготовительные работы, но и свежие личные впечатления художника. Но он не ограничивается воспроизведением увиденного в жизни эпизода. В создание картины им вложен большой творческий труд. Прошедший серьезную академическую школу, Бучкури умело разрабатывает сюжет, достигая его большой выразительности. Он уверенно, мастерски строит композицию, объединяя в ней большое количество фигур, стремясь к ее ясности и компактности.
Картина "У цирка", написанная в ясной, доступной для восприятия реалистической манере, имеющая множество художественных достоинств, по словам ученика Бучкури Константина Михайловича Стаховского, не имела успеха в коллективе современных ему воронежских художников. Вероятно, от него ждали не свойственных ему живописных "новшеств". Полотно не было принято художественным советом и, написанное по договору, продавалось в салоне художников за долги.
К счастью, его приобрел музей изобразительных искусств. И потому оно сохранилось и не погибло, как многие произведения художника при пожаре города в период фашистской оккупации Воронежа. И теперь в коллекции его работ картина "У цирка" представляет одну из ярких страниц в творческой жизни Бучкури-художника.
Маргарита Лунева, искусствовед, член Союза художников России. 1.08.2003, газета «Коммуна»
Александр Бучкури родился в 1870 году в селе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии. Первым его учителем был организатор Воронежской школы любителей рисования Леонид Соловьев. В 1899 году Александр Бучкури стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Московской академии художеств и активно занимался в мастерской Ильи Репина под его руководством. В 1904 году Бучкури получил официальное звание художника, а в 1905 году за картину «Похороны», принимавшую участие в Весенней выставке в Санкт-Петербурге, был удостоен премии имени Архипа Куинджи. Бучкури создал множество оригинальных жанровых и исторических полотен, большинство из которых хранится в Воронеже. С 1919 года он преподавал в Свободных художественных мастерских, после их реорганизации — в Воронежском художественно-промышленном техникуме. Бучкури воспитал таких известных мастеров живописи, как Михаил Лихачев, Аркадий Васильев, Василий Белопольский, Борис Тимин. Погиб в 1942 году в оккупированном Воронеже.
Воронежский искусствовед, директор галереи «Триада» Владимир Добромиров так комментирует выставку: «Черты импрессионизма присущи многим работам Бучкури: яркая, насыщенная цветовая гамма, свободные мазки, сиюминутность передаваемого впечатления. У него есть этюды, глядя на которые, не скажешь, что их написал представитель академической репинской школы». От «академистов» Бучкури взял прежде всего строгую композицию своих жанровых работ и психологизм в изображении персонажей. Сочный колорит его работ перекликается с шедеврами французских импрессионистов. Почти все картины Бучкури передают ощущение праздника. На выставке можно увидеть его знаменитый «Цирк»: красотка-наездница в розовой пачке напоминает моделей Огюста Ренуара, а нарядная толпа веселится, как праздные гуляки Тулуз-Лотрека. Есть на выставке и довольно драматичная сценка: на картине «Вывод» показан древний сельский обычай — гонять по всей деревне в голом виде женщину, изменившую своему мужу. Эта работа интересна еще и тем, что в образе седого ехидного возницы художник запечатлел самого себя.
Из учеников Бучкури на вернисаже наиболее широко представлено творчество народного художника России Михаила Лихачева. Хотя он и был типичным представителем соцреализма, чувство меры ему не изменяло. Он писал не только портреты коммунистических вождей и передовых колхозников, но и динамичные бытовые сценки.
Вместе с картинами двух крупных мастеров жанровых полотен в музее выставлено несколько работ других учеников Бучкури — портреты Бориса Тимина и Константина Стаховского, пейзаж Василия Белопольского и натюрморт Аркадия Васильева. В целом вернисаж интересен как собрание образцовых работ воронежской академической школы живописи, которые не столь часто демонстрируются широкой публике.
Мария Федоринина, Газета «Коммерсант»