Чернецов Никанор Григорьевич [1805—1879]
Получил образование в Академии Художеств, состоя также пенсионером общества поощрения художников, и был в ней учеником М.Н. Воробьева. Окончил в ней курс в 1827 г. с званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, полученной за "Вид галереи французской живописи в Императорском Эрмитаже" и за несколько пейзажей. В 1831 г. был признан назначенным в академики, а в следующем году возведен в академики за "Вид Тифлиса". В 1844 г. было пожаловано ему звание живописца Его Императорского Величества с жалованием из кабинетских сумм.
Вместе со старшим своим братом, предпринимал далекие путешествия по России, Италии, в Палестину, Турцию, и подобно ему собрал в этих поездках богатый запас материалов как для общих с ним, так и для своих единоличных работ. Братья Чернецовы по своему искусству похожи друг на друга до такой степени, что работы одного из них трудно отличать от работ другого. Прекрасный рисунок как пейзажа, так и человеческих фигур, умная группировка этих последних, почти постоянно играющих видную роль в изображенном виде природы, и строго соблюденная линейная перспектива составляют достоинства их многочисленных, часто встречающихся картин, иногда весьма интересных по содержанию и исполненных с большой добросовестностью, гармоничных, но условных и несильных по краскам.
Известнейшие из картин Никанора Чернецова достойны внимания: "Развалины церкви в Кутаисе", "Парадный катафалк императрицы Марии Федоровны" (обе картины в музее Императора Александра III ), "Каралесская долина в Крыму", "Вид Тифлиса", "Двор татарина" (все три в Московском публичном музее), "Итальянский приморский вид", "Вид Петровского острова в Санкт-Петербурге" и "Вид в окрестностях Санкт-Петербурга" (все три в московской Третьяковской галерее).