Филонов Павел Николаевич [1883—1941]
Филонов родился в Москве в простой рабочей семье. Его отец был кучером. Будущий художник рано потерял родителей. В 1897 семья, оставшаяся на попечении сестры Александры, перебралась жить в Петербург. Там Павел Николаевич поступил учиться в живописно-малярные мастерские (1897–1901), а потом в школу-студию Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1903–1908). С 1908 по 1910 был вольнослушателем петербургской Академии художеств. В 1905–1907 совершил большое путешествие по стране: побывал на Волге, на Кавказе в Новом Афоне, ездил в Иерусалим. С 1910 года являлся членом «Союза молодежи», после распада этого обьединения вместе с Д.Какабадзе организовал группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины"» , которая просуществовала недолго. Тогда же познакомился с В.В.Хлебниковым и сам пробовал себя в качестве поэта, написав в 1915 году поэму Пропевень о проросли мировой, где антивоенный пафос сочетается с мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природы. В 1916–1918 служил в действующей армии на Румынском фронте.
Первые значительные работы Филонова несут черты символизма и модерна с их фигурами-аллегориями и интересом к «вечным темам» бытия. Тогда же возникает свойственная только Филонову система построения живописного ряда кристаллическими цветовыми ячейками. Однако он, в отличие от , остаётся в рамках изобразительного искусства и не переходит к дизайну. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом искусстве» «каждый атом» картины, художник выражает не только внешнюю сторону предмета, но и его внутреннее содержание.
Вернувшись в 1918 с фронта в Петроград, Филонов стал одним из создателей местного Инхука (Института художественной культуры) и с 1923 руководил в нем отделом общей идеологии; в том же году опубликовал Декларацию «Мирового расцвета» (1923), на базе которой в 1925–1927 сложился коллектив его учеников и последователей («Мастера аналитического искусства»). Его произведения этих лет эпически «формулируют» целые монументальные пласты жизни (так называемые «формулы» пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие большие живописно-графические циклы; огромная серия «голов»). Однако, при всей искренности революционных убеждений Филонова, социальная утопия в его искусстве парадоксально (так же, как в прозе А.П.Платонова) сочетается с антиутопией, обнаруживающей трагизм бытия. В конце 1920-х годом творческая деятельность Филонова подвергается нападкам. Его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают, пресса делает «филоновщину» объектом последовательной травли.
Художник писал и соцреалистические портреты. Однако его попытки создать «тематическую картину» в духе соцреализма (Тракторный цех Путиловского завода, 1931) или торжественный портрет вождя (И.В.Сталин, 1936) не имели успеха. Загнанный в угол общественным порицанием, он упорно продолжал трудиться, проводя за мольбертом 18 часов в сутки. Следуя своей вере в коммунистические идеалы, Филонов категорически запретил продавать свои работы, считая их достоянием пролетариата. Благодаря этому почти все его творческое наследие, переданное его сестрой Е.Н.Глебовой в Русский музей, сохранилось целостным.
Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941году. В 1967 была проведена посмертная выставка работ Павлв Филонова в Новосибирске. Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание. Его творчество дало огромный толчок для развития авангарда в СССР.