Ганзен Алексей Васильевич [1876—1937]
Родился 31.01.(19.01ст.ст.) 1876 г. в Одессе) – умер 19.10.1937 г. в Дубровнике (Хорватия).
Алексей Васильевич Ганзен получил обучение во 2-ой Одесской прогимназии, затем в Ришельевской гимназии в Одессе. В 1900 году закончил юридический факультет Новороссийского (ныне Одесского) университета с дипломом II степени. Судя по переписке уже в Одессе начал заниматься живописью. Желая посвятить себя живописи, уезжает учиться в Мюнхен у Эжи Брехта. Окончил две Академии изящных искусств - в Берлине и Дрездене, где занимался по классу марины и пейзажа у профессоров Карла Зальцмана и Поля Мейергейма. В 1902 году Берлинская академия художеств поручила ему, иностранцу, наблюдение над несколькими пенсионерами, командированными в Италию. Четыре месяца под его руководством они писали этюды на волшебных лигурийских берегах в Генуе. В 1903 году А. Ганзен участвует в Большой Берлинской выставке с работой "Depeschenboot". В 1898-1904 участвовал в выставках ТЮРХ в Одессе и Весенних выставках в залах Академии Художеств. После поездки в Италию уезжает в Париж, где продолжает заниматься живописью у Энтони Робер-Флёри и Жюля Лефевра, "под влиянием которых создал свой стиль мариниста с особой индивидуальностью". В 1907 году выставляет свою работу "Черное море" в Салоне на Елисейских полях и получает награду "Mention honorable", что дает ему возможность выставляться вне жюри.
Алексей Ганзен состоит членом многих заграничных художественных обществ, в том числе и Русского общества художников в Париже. В этот период пишет в год до 100 картин, раскупаемых Парижем, Лондоном и Америкой. О признании таланта художника говорит и тот факт, что в 1908 году Французская Республика приобрела его картину «После бури» (встречается «Штиль после бури»), которая впоследствии была подарена Францией Мадриду. Он выставляется в Ганновере и Бордо.
В 1904-1905 годах исполнил картины на тему русско-японской войны: «Гибель броненосца "Петропавловск", «Ночная атака и отражение миноносцев, Броненосный крейсер "Адмирал Макаров" и др. С 1909 года Ганзен все больше внимания в своем творчестве уделяет флоту. Весной 1909 года художник совершил путешествие на крейсере "Адмирал Макаров", сопровождавшем Императорскую яхту "Штандарт" во время встреч Императора Николая II с главами государств Германии, Франции и Великобритании. Один из 60 этюдов, привезенных из путешествия - "Яхта Штандарт на Ревельском рейде" - был подарен им Российскому монарху (в настоящее время работа находится в частном собрании в России). Труд художника во время путешествия, отмечен подарком Императора – булавкой в виде российского герба с бриллиантами.
В конце 1909 года А. Ганзен предпринимает поездку в Крым и на Кавказ. Весной 1910 года открывает выставку своих работ в галереях «Internazional art Gallery». Где им было представлено 52 картины маслом, 12 акварелей, из которых несколько огромных размеров и 9 офортов. Летом 1910 года он возвращается в Одессу из Парижа и привозит свой бронзовый бюст, выполненный Леопольдом Бернштамом (в настоящее время находится в фондах Национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского в г. Феодосия).
С 1910 года А. Ганзена захватила идея создания первого на юге России художественного музея в г. Одессе по образцу и подобию галереи созданной дедом И.К. Айвазовским. Поддержку, в принятии такого решения он находит в лице Н.К. Рериха, А.А. Ростиславова, Б.М. Кустодиева, И.А. Билибина и других художников. В собранной им коллекции кроме работ Айвазовского, Врубеля, Рериха, Бродского, Бурданого и других русских художников были и офорты Рембранта . В этот период художник участвовал в выставках картин Общества русских акварелистов (СПб, 1907-1909, 1912,1915-1917), а также становится постоянным участником выставок и продаж картин в России и членом Общества «Товарищество художников» (М., 1912 и Пг., 1916).
С 1914 года Ганзен живет то в Петербурге на улице Надеждинской (ныне Маяковского), то в имении Роман-Эли близ Старого Крыма, подаренном И.К. Айвазовским своей второй дочери Марии. Он пишет много пейзажей маслом, акварелью, сепией и гуашью, занимается гравюрой. В годы первой мировой войны Алексей Ганзен писал батальные сцены, которые репродуцировались в журналах «Огонек», «Нива», «Солнце России», «Летопись войны» и др. На выставке картин «Война» (Пг., 1915г.) он демонстрировал большое полотно «Бой "Св. Евгении" с "Гебеном", выполненное по заказу Правительства. В 1916 году в Петрограде вышел альбом «Российский Императорский флот», который включил 25 факсимильных цветных репродукций с акварелей Ганзена, воспроизводящих типы русских судов от ботика Петра I до новейших военных кораблей и сцены из жизни флота в мирное и военное время: «Галерный флот в шхерах. Нач. XVIII в. Клипер в океане. 1878 г.», «Погрузка в доке», «Балтийский флот зимой» и др.
Батальные сцены, написанные Ганзеном, пользовались большим успехом у публики. В 1914-1915 годах Военное Ведомство стало его основным заказчиком. В 1915 году Высочайшим приказом по флоту и Морскому Ведомству о чинах гражданских за №1026 Алексей Васильевич Ганзен был переведен на службу в Морское Ведомство, с назначением состоять по морскому Министерству. В феврале 1917 года кандидатура А. Ганзена вместе с Билибиным, Серебряковой, Коненковым и др. была выдвинута на присуждение звания академика, но баллотирование, назначенное на октябрь, не состоялось ввиду революции.
В январе 1920 года Алексей Васильевич Ганзен с женой Олимпиадой Владимировной покинул Россию и через Константинополь, Салонники, Легковац прибыл в Королевство Югославия. В ноябре 1920 года в Загребе прошла первая выставка его работ.
В 20-х годах А. Ганзен выставлялся в Праге, Риме, Бухаресте, Рио-де-Жанейро и дважды в Буэнос - Айресе. В июле 1929 года в Париже в галерее Жоржа Пти прошла вторая персональная выставка картин Алексея Ганзена, получившая многочисленные восторженные отклики. В 1933 году в Загребе вышла книга "История военно-морского искусства" в трех томах на хорватском языке. Ее автор – контр-адмирал А.Д. Бубнов. Иллюстрации были сделаны А.В. Ганзеном. Красотой своих дивных картин он прославил Адриатику в Европе и Южной Америке.
За свою жизнь А. Ганзен написал более 3000 больших полотен, Остальные работы не поддаются учету. Среди них изящные милые миниатюры, тонкие акварели и сепии.
По воспоминаниям современников Алексей Васильевич Ганзен был высокообразованным, культурным европейцем, творившим искренно и бескомпромиссно, упорно трудившимся над всякой "мелочью" от молодых лет до смерти. Последняя его выставка была посвящена флоту Далмации - от первых парусников до крейсера "Дубровник" (из некролога). Прекрасно зная конструкции военных судов, он писал их с "портретным сходством" независимо от того, немецкий ли это крейсер "Кенигсберг", русский миноносец "Живой" или английский флот в Дарданеллах.
Алексей Васильевич Ганзен умер 19 октября 1937 года. Он похоронен на православном кладбище в Дубровнике.
(биография публикуется с разрешения правнучки художника И.Ф. Касацкой, подробнее см. на официальном сайте hanzen.gallery)