Ге Николай Николаевич [1831—1894]
Николай Николаевич Ге (Gay) родился в Воронеже в 1831 году, в семье потомка французского дворянина, эмигрировавшего в Россию во время Французской революции. Отец Ге был помещиком. Детство будущего художника прошло в деревне.
Мать Ге умерла, когда сыну было три месяца, во время эпидемии холеры. Отец был человеком строгим и "собственноручно бил своих слуг за каждую оплошность".
Десятилетний Николай был привезен в Киев и помещен в киевскую гимназию. Окончив её, он поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, а потом Петербургского университета. В 1850 г. Ге бросил университет и поступил в Академию художеств. Во время учебы в Академии Ге испытал большое влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Великолепно программное произведение Ге "Ахиллес оплакивает ПатроклаАхиллес, оплакивающй Патрокла. Холст, масло, 1855Национальный художественный музей Республики Беларусь" (1855, Белорусский художественный музей, Минск), написанное по поэме Гомера «Илиада». За эту картину Ге получил малую золотую медаль. Следующей большой картиной художника стала "Саул у Аэндорской волшебницыАэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). 1856Холст, масло., 288 x 341Государственная Третьяковская галерея" (1856, ГРМ). Сюжет картины взят из Ветхого завета. Первый израильский царь Саул накануне решающей битвы с филистимлянами пожелал узнать свою судьбу. Аэндорская волшебница вызвала тень пророка Самуила. Пророк предсказал правителю и его сыновьям страшную гибель, поскольку однажды Саул не исполнил предписаний Бога. Царь, сраженный отчаяньем, упал на землю. Именно этот драматический момент отображен в картине молодого художника. Интересно, что живописец придал чертам лица Самуила сходство с критиком В. Г. Белинским.
Картина принесла художнику Большую золотую медаль и дала возможность совершить творческую командировку в Италию.
Он едет в Италию в 1857 году, по его словам, "бежит" за границу. "Долго двери были заперты, наконец - отворили... оставаться здесь не могу, там, где ширь, где свобода - туда хочу".
В Риме он встретился с и видел его “"Явление Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея”, которое не произвело на него особенно сильного впечатления, но привело художника к теме последних дней жизни Христа. Ге увлёкся творчеством Микеланджело. В тот период он писал эскизы: “Смерть ВиргинииСмерть Виргинии. Эскиз. 1857Холст, масло” (1857), “Любовь ВесталкиЛюбовь Весталки. 1858Холст, масло” (1858) и “Разрушение Иерусалимского храмаРазрушение Иерусалимского храма. 1831—1894Акварель” (1858).
Ге совершил поездку в Неаполь, где написал несколько этюдов с натуры: “Горы. Вико”, “Залив Вико близ НеаполяЗалив Вико близ Неаполя. 1858Холст, маслоТульский областной художественный музей”, “Виноградник в ВикоВиноградник в Вико. 1858Холст, масло”. Ге остался недоволен своими работами, его посещают мысли совсем бросить живопись. "Я кончил тем, - пишет художник в своих записках, - что решил лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. Нужно оставить искусство, и вот я оставил всё..."
Ге ищет успокоения в чтении Евангелия, и библейское повествование снова пробуждает в нём вдохновение и желание творить. В 1861 году Ге приступает к "Тайной вечереТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музей"(1863, ГРМ). Ге не следует здесь традиционной академической трактовке религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму. Противостояние Христа и Иуды, тема полярности добра и зла раскрывается художником за счёт освещения. Ге ставит источник света позади фигуры Иуды так, что Иуда образует тёмный причудливый силует, а фигуры Христа и учеников наоборот освещены. Иуда-единственная фигура, стоящая спиной к зрителю, человек без лица.
Для лика Христа Ге использовал фотографию Герцена, для Иоанна позировала жена художника А.П. Забела. Петра художник писал с себя. Известно, что Ге лепил из воска фигурки, из которых как бы выстраивал будущую картину.
За «Тайную вечерю» Ге был удостоен звания профессора, минуя звания академика. "Впечатление от "Тайной вечери" в Петербурге было, можно сказать, громовое", - писал Стасов. Однако реакционная пресса усмотрела в картине “торжество материализма и нигилизма”, и цензура запретила публиковать ее. Тем не менее картина была приобретена царем.
Вдохновлённый успехом, Ге в 1864 г. возвращается в Италию, во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты: “Христос и Мария, сестра ЛазаряМария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом. 1864Холст, масло”, “Братья Спасителя” и другие. Художник писал пейзажи Италии, некоторые из них послужили этюдами для последующих картин, например “Дубовая роща в Сан-ТеренцоДубовая роща в Сан-Теренцо. 1867Холст, масло” и “Оливковая роща в Сан-Теренцо” были использованы художником для картины “Христос в Гефсиманском садуХристос в Гефсиманском саду. 1869—1880Холст, масло”.
В Италии художник встречается с А.И. Герценом и пишет его портрет. Портрет ГерценаПортрет А.И.Герцена. 1867Холст, масло, 78,8 x 62Государственная Третьяковская галерея считается лучшим портретом во всем творчестве Ге.
В 1870 г. Ге возвращается в Петербург. После десяти лет, проведенных в Италии, обновленная Россия потрясла живописца. Он писал: “Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения задумал свою картину “Петр I и царевич АлексейПетр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871Холст, масло, 135,7 x 173Государственная Третьяковская галерея”.
Ге тщательно изучает исторические материалы, просматривает портреты Петра и Алексея тех времён, ездит в Петергоф, откуда "в голове, в памяти принёс весь фон картины “Петр I и царевич Алексей", с камином, с карнизами, с картинами голландской школы, со стульями, с полом и освещением". Обладая фотографической памятью, художник не нуждался в зарисовках с натуры и почти никогда не делал их.
Впечатление от картины было очень сильное. Государь заказал художнику повтор этой картины для себя.
В 1874 г. Ге пишет новую картину “Екатерина II у гроба ЕлисаветыЕкатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874Холст, масло., 172 x 224Государственная Третьяковская галерея”, которая успеха не имела.
Ге в это время написал портреты Антокольского, Н.И. КостомароваПортрет историка Н.И. Костомарова. Холст, масло, 1870, И.С.ТургеневаПортрет И.С. Тургенева. Холст, масло, M.E.СалтыковаПортрет писателя Е.Салтыкова-Щедрина. 1872Холст, масло, Н.А.НекрасоваПортрет поэта Н.А. Некрасова. Холст, масло, 1872, ПыпинаПортрет писателя А.Н. Пыпина. 1871Холст, масло, В.А.Серова, Т.П. Костомаровой, А.А.ПотехинаПортрет А.А. Потехина. Холст, масло и др. Тогда же он лепит бюст Белинского.
В 1875 г. Ге уехал из Петербурга и поселился в Черниговской губернии, где он купил небольшой хутор. Он на некоторое время отказался от живописи и занялся вопросами религии и морали, начал писать книгу философского содержания, занимал различные должности по выборам. В своих записках он пишет, что нельзя торговать искусством, что искусство не должно быть средством к существованию, что надо жить сельским трудом. Но совсем отказаться от искусства художник не в силах. У себя в деревне он пишет портреты соседей и родных, а через четыре года пишет новую картину “Милосердие или не Христос ли это?”, изобразив Христа в образе нищего. Картина была выставлена в 1880 г. в Петербурге, но успеха не имела. Ге уничтожил эту картину. Это обстоятельство опять оторвало художника от искусства.
В 1882 году Ге подружился с Л.Н. Толстым и всецело попал под его влияние. Они переписывались, Ге постоянно советовался с Толстым относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: “Картинами выскажите простое, понятное и нужное людям христианство”. В 1884 г. Ге написал прекрасный портрет Л. ТолстогоПортрет Л.Н.Толстого. 1884Холст, масло., 95 x 71Государственная Третьяковская галерея.
Художника продолжает захватывать тема Христа, его личность и учение. Уже ранняя работа Ге «Тайная вечеря» свидетельствовала об увлечении этой темой, но истинный «Страстной цикл», в который вошли картины «Пула» (1891), «Суд синедрионаСуд синедриона. "Повинен смерти!!. 1892Холст, масло» (1892), «РаспятиеРаспятие. 1894Холст, масло» (1894) и др., появился после знакомства с Л. Н. Толстым. Одной из наиболее глубоких по содержанию и экспрессивной по форме явилась картина «ГолгофаГолгофа. 1893Холст, масло, 222,4 x 191Государственная Третьяковская галерея» (1892). Художник не закончил её, и публика увидела ее лишь после его смерти. Судьба его картин была драматична: их подвергала критике церковная цензура, их запрещали к показу, снимали с выставки. Картина “Распятие”, снятая с выставки передвижников, была выставлена на частной квартире, а затем увезена в Лондон. Эта картина потрясла публику гиперреалистически показаной безжалостной казнью. Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, он достиг в них того, что хотел сказать.
Н.Н. Ге умер на своем хуторе в 1894 г. Его творчество оставило огромный резонанс и повлияло на очень многих художников последующих поколений, включая