Ира Ян (Иосилевич, Слепян) Эстер (Эсфирь) Иосифовна [1868—1919]
Ира Ян (настоящее имя — Эсфирь Иосилевич, Эсфирь Слепян ), художница и писатель. Она родилась 2 февраля 1868 года в Кишиневе, столице Молдавии. Ее отец, Йосеф Иосилевич, был известным адвокатом в городе, а также членом Ассоциации иврита.
В возрасте шестнадцати лет, Ира Ян, проявивший талант художника и писателя в раннем возрасте, была направлена на учёбу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ее преподаватели входили входили в движение передвижников, которые стремились принести искусство в массы путем проведения передвижных выставок по всей России. Среди преподавателей Иосилевич был В. Д. Поленов (1844-1927), один из первых художников России.
Живопись на пленере была новой формой искусства в конце девятнадцатого века, требующих различных методик от живописи в студии, и именно эти методы Иосилевич узнала от Поленова. В институте искусств, она также училась писать картины, натюрморты и моделей. Иосилевич училась у живописца Леонида Пастернака (1862-1945), который жил и преподавал в училище в то время. Ира Ян получила различные награды за свою работу, в том числе первый приз от училища за свою картину "Увядшие как мечта", которая изображает богатую старуху в фате, а ее внучка играет рядом с ней. (Эта картина была приобретена королем Фердинандом Болгарии и экспонировалась в Болгарском Национальном Музее зарубежного искусства в рамках выставки под названием "Влияние русской живописи на болгарской живописи" в честь визита Владимира Путина в Софию в 2003 году.)
После окончания училища, Ира Ян отправился в Париж для дополнительных исследований, среди ее учителей был Рафаэль Коллин (1850-1916), коллекционер произведений искусства, который специализировался в живописи моделей. Было очевидно, что она научилась писать портреты и обнаженную натуру благодаря ему. Коллин был другом таких известных современных художников, как Фернан Кормона, который открыл студию модернистского искусства в Париже в середине 1890-х годов, когда несколько крупных художников стали известны, среди них Винсент Ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек. Борис Шац (1866-1932) также продолжил учебу в студии Кормона, и именно там он встретил Иру в начале января. Кроме того, не исключено, что она была представлена Шацу в студии русского скульптора М. М. Антокольского (1842 - 1902), где изучал скульптуру Шац. Она дружила с Антокольским.
В Париже ее работы впечатлили коллекционера произведений искусства Густава Дрейфуса (1837-1914), одного из великих коллекционеров искусства эпохи Возрождения. Он приобретал её работы во время ее пребывания в Париже, а также годы спустя, когда она уже жила в Палестине.
После Парижа Ира Ян отправилась в Болгарию, по-видимому по рекомендации Бориса Шаца и открыла частную художественную студию в Софии, где студенты учили не только фактическое ремесло живописи, но и большое количество теории о роли и задачах искусства в обществе. Она предоставила студентам большую художественную свободу, которая представляла собой значительный прорыв в болгарском искусстве. Она даже первой в Болгарии стала учить писать обнаженную с использованием живых моделей, некоторые из ее учеников впоследствии стали основными художниками в Болгарии первой половины двадцатого века. В конце 1897 года Ира Ян организовала выставку в Софии работ ее студентов. Их работы были отмечены хорошо выполненный реалистичной линии.
В 1899 году Ира Ян покинула Болгарию и вернулась в Россию, где вышла замуж за бактериолога и доктора Дмитрия Слепяна, революционера, который принадлежал к эсерам и принимал активное участие в делах партии. Вскоре после их брака, у них в Кишиневе родилась дочь Лена.
В течение этого периода, Ира Ян продолжала писать и иллюстрировать книги. Множество ее рисунков и иллюстраций были напечатаны в качестве открыток.
В апреле 1903 в Кишиневе состоялся погром в ходе которой множество евреев были убиты, а сотни магазинов и предприятий разграблены. Молодой поэт, Бялик, живущий в Одессе в то время, был направлен в Кишинев по Еврейский исторический комиссии доложить о беспорядках и записать свои наблюдения. Бялик оставался в Кишиневе в течение пяти недель, встречаясь по вечерам с лидерами общины и интеллигенции, среди них были Ира Ян и ее отец. По-видимому, в Кишиневе Ира Ян и Бялик, который также был женат, встретились впервые. По итогам визита в Кишинев, Бялик уединился в Коростышевском лесу, где он написал поэму. Поэма была немедленно переведена на русский язык и идиш, и оказала огромное влияние. Бялик, который до этого был относительно неизвестным молодым поэтом, вызвал всеобщее восхищение и был приглашен в Варшаву, чтобы служить в качестве литературного редактора журнала Ха-Shiloah.
Варшава, в то время, процветающей еврейский литературный центр, был также домом для писателя И. Л. Переца. По рекомендации Бориса Шаца, Ира Ян была приглашена, чтобы показать немецкому изданию рассказы И. Л. Переца.
Когда она вернулась в Одессу через год, Бялик предложил ей приехать туда писать его портрет, а затем и проиллюстрировать его стихи. По возвращении Ира Яна в Кишинев, Бялик послал ей письма с инструкциями о том, как проиллюстрировать свои стихи вместе с просьбами увидеть ее снова. В 1905 году, вдохновленный их отношениями, Бялик написал некоторые из своих самых красивых любовные стихи, в которых он стремится раскрыть тайну его жизни и сетует, что звезды обманули его. В их письмах в то время, Ира Ян утверждала, что это не звезды, которые обманули его, но тот, кто обманул звезды, в том, что он не жил в соответствии со своими эмоциями. После того как ее муж был арестован за революционную деятельность и сослан в Архангельск, она начала, вместе с дочерью Леной, посещать Швейцарию и Францию. Находясь в Швейцарии, она иллюстрирует стихи Бялика, среди них "Мегилат ха-Эш" (Огненный свиток), который она также перевела на русский язык. Есть те, кто считает этот перевод признанием в любви, потому что это удивительно, что требовательный, дотошный Бялик, который отвергал и модифицированных переводы величайших писателей, согласился, чтобы Ира Ян перевела его самую сложную работу и даже введение к ней. В процессе работы над переводом и введением в "Мегилат ха-Эш", она нарисовала "Иисуса и Фавна", представляющую невинность и чистоту, а не хаос и похоть.
В августе 1907 года Ира Ян присутствовала на Восьмом Сионистском конгрессе в Гааге. Бялик был также приглашен и они встретились там.
В 1908 году Ира Ян иммигрировала в Палестину, после того, как Борис Шац пригласил ее, чтобы преподавать в школе искусств и ремесел Бецалель, и даже предоставил ей квартиру. Она также преподает рисование и черчение на общественных началах в школе.
В июле 1914 года, за несколько дней до начала Второй мировой войны, Ира Ян ездила в Россию для посещения семьи после освобождения отца из тюрьмы. Как только началась война, она не смогла вернуться в Палестину. Жителям Палестины было приказано стать Османскими поддаными. Тех, кто отказывался, среди них Ира Ян, были сосланы в Египет. Перед депортацией, ей удалось скрыть все ее большие картины маслом на чердаке Авраама Брилла, должностнго лица ICA (еврейская колонизация Association). В Египте, она была размещена с сотнями беженцев в лагере близ Александрии.Там, вдали от дома и без какой-либо работы или средств к существованию, туберкулеза, от которого она давно страдала, ухудшилось её здоровье. она направляла многочисленные письма и открытки своей матери, описывая, как сильно она скучает по ней. Эти движущиеся буквы были единственным утешением Ира Яна в египетском изгнании.
Когда война закончилась, Ира Ян была одним из первых беженцев вернувшихся в Палестину из Египта. Вернувшись, она узнала, что все ее картины, в том числе и те, которые демонстрировались на международных выставках, были утеряны или украдены. Через несколько месяцев после возвращения в Палестину, Ира Ян умерла в Тель-Авиве 24 апреля 1919 года. Борис Шац разработал ее надгробие. Ее шедевр, "Иисус и отдых фавна", был завещан Третьяковской галерее в Москве. Вполне возможно, что некоторые из ее картин также сохранились в Болгарии.