Камерон Карл (Чарльз) Карлович [1740—1812]
Чарльз Камерон по происхождению шотландец, но провел большую часть своей жизни, до приезда в Россию, в Италии. Он внимательно изучал там памятники античной архитектуры, особенно подробно занимаясь, в частности, римскими термами, но, насколько известно, ничего не строил.
Деятельность Камерона в России ограничивалась в основном его постройками в пригородах Петербурга — Царском Селе и в Павловске. Кроме того, им был построен в конце 90-х годов дворец для Разумовского в Батурине, на Украине.
Из работ Камерона в Царском Селе наиболее значительной является группа сооружений, пристроенных им к Большому дворцу: корпус так называемых Агатовых комнат, висячий сад и большая открытая галлерея, за которой сохранилось и поныне имя ее строителя. К этой группе сооружений, выполненных в основном в середине 80-х годов, Камерон несколько позже, в последние годы жизни Екатерины II, пристроил пологий спуск — пандус.
В общей композиции всего этого комплекса построек Камерон исходил из особенностей участка, на котором он сооружался. Наличие большого дворца, крутого спуска к берегу озера и желание объединить сооружения непосредственно с парком подсказали принятую им схему.
Наиболее просто и сдержанно трактован фасад двухэтажного здания Агатовых комнат — холодных бань, — выходящий к Екатерининскому дворцу. В первом этаже — это массивная кладка из неотесанного камня, в верхнем — гладкая поверхность стены, прерываемая только оконными проемами и нишами со скульптурой. Фасад, выходящий в противоположную сторону, на террасу висячего сада, решен совершенно иначе — с колоннадами и легкой открытой ротондой в центре.
Колоннады этого фасада образуют непосредственный переход к открытым колоннадам Камероновой галлере. Последняя помещена на большой террасе, возвышающейся над склоном холма. В торце галлереи, со стороны озера, располагается монументальная лестница.
В своих постройках Камерон пользовался чаще всего греко-дорическим и греко-ионическим, а не более обычными в русском классицизме конца ХУШ века римскими типами ордеров.
Очень большое место в творчестве Камерона занимают работы в области внутренней отделки. Из помещений, созданных им в Екатерининском дворде, особый интерес представляли личные комнаты Екатерины II —«Табакерка» и спальня, со стенами и перекрытиями, сплошь облицованными цветным стеклом (синим и фиолетовым в сочетании с молочно-белым), со вставками фарфоровых плакеток и бронзовыми накладками; лионская гостиная с панелями и наличниками дверей, облицованными сиреневого оттенка лазуритом, с наборным паркетом и дверями, в инкрустировании которых использовались такие материалы, как черепаха, слоновая кость, перламутр. Интересен также ряд помещений Агатовых, комнат, в оформлении которых мы встречаем мрамор, яшму, агат и т. п. Широко использовались зодчим росписи и лепка (большой зал Агатовых комнат).
В работах Камерона в области интерьера особенно ясно чувствуется характерная для этого мастера подчеркнутая утонченность приемов отделки, превращающая созданные им внутренние убранства в ювелирно-тонкие произведения.
В Павловске Камероном были построены дворец и несколько павильонов в парке. По сравнению с условиями работы в Царском Селе здесь зодчий был значительно свободнее в выборе общего решения всей композиции, так как ему не приходилось считаться с уже существовавшими постройками; однако вместе с тем он был значительно более связан материально и не мог столь широко применять ценные отделочные материалы, как при постройках в Царском Селе.
Дворец в Павловске был решен в виде центрального корпуса и двух небольших флигелей, связанных с ним открытыми колоннадами-переходами. Главное здание, центр которого образует большой круглый в плане зал («Итальянский»), выступающий своим куполом над всей постройкой, имеет три этажа. Нижний из них трактован как цокольный, два верхних объединены общим ордером.
Здание дворца тесно связано с окружающим его парком. Со стороны главного подъезда от парадного двора ведет широкая липовая аллея, соединяющая дворец с прилегающей частью парка. Противоположный фасад раскрывается над живописным обрывом к берегам речки Славянки. Перестройки конца XVIII века значительно осложнили и исказили первоначальный простой и ясный замысел Камерона.
Тогда же была изменена отделка большинства помещений второго, главного этажа. До наших дней от внутренней отделки дворца, созданной Камероном, сохранились лишь общий замысел и отдельные фрагменты в центральном «итальянском» и примыкавшем к нему колонном «греческом» залах, а также в некоторых помещениях первого этажа.
Выполненные в большинстве в простых материалах — гипсе и искусственном мраморе, — они не достигали в целом утонченного изящества, своеобразия и совершенства убранства комнат Екатерининского дворца.
Из парковых сооружений Камерона в Павловске наибольшее значение имеют «колоннада Аполлона» — открытая ротонда из двух рядов дорических колонн, и круглый павильон «Храм дружбы» с основным помещением, окруженным греко-дорической колоннадой и завершающимся пологим куполом. Сооруженный на мысу, образуемом изгибом речки Славянки, «Храм дружбы» является характерным примером постановки паркового павильона при «натуральной» планировке парка. Сооружение раскрывается среди больших групп деревьев, дополняя собой живописные ландшафты долины реки. Одновременно с работами Камерона в Павловске шло и строительство обширного Павловского парка, являющегося одним из лучших образцов русских пейзажных, «натуральных» парков конца XVIII века.