Казаков Матвей Федорович [1738—1812]
Матвей Федорович Казаков родился в 1738 году в Москве в семье мелкого служащего.
Четырнадцатилетним подростком Казаков поступил в «архитекторскую команду»
. Здесь он встретился и подружился с . Но в отличие от , вскоре перешедшего в Московский университет, а затем в Академию художеств, Казаков остался в мастерской .От Ухтомского Казаков был направлен на свою первую работу в Тверь, где после пожара 1763 года, уничтожившего почти весь центр города, проводилась большие восстановительные работы. Эти работы от «архитекторской команды» возглавил П. Р. Никитин, а Казаков работал в качестве его помощника. С Тверью связаны и первые самостоятельные постройки Казакова. Он строил здесь в 1763—1767 годах большое здание Архиерейского дома, впоследствии превращенного в Тверской дворец. Здание было окончательно завершено в 1774 году, после отъезда Казакова из Твери. В этой постройке уже в полной мере выявлены приемы раннего классицизма. Наряду с постройкой Архиерейского дома Казаков строил в Твери, по его собственным словам, «много партикулярных домов», до настоящего времени остающихся, однако, неопознанными.
В 1767 году, по своем возвращении в Москву,
вызвал к себе Казакова для проектирования Кремлевского дворца. Казаков стад заместителем по «модельному дому» и его основным помощником. Годы, проведенные «модельном доме» имели, несомненно, решающее значение в окончательном сложении таланта Казакова, хотя нельзя не учитывать, что и до этого Казаков был, в сущности, уже вполне сложившимся мастером, о чем наглядно свидетельствуют его тверские постройки.С работами по Кремлевскому дворду связаны два замечательных рисунка Казакова, изображающих начало работ по дворцу и завершение сооружения площадки с декоративными павильоном и щитами к торжеству закладки. Эти рисунки (Музей Академии строительства и архитектуры СССР), — наиболее ранние из дошедших до нас казаковских работ пером «под офорт», в столь излюбленной им впоследствии технике. Оба рисунка, особенно второй из них, ярко характеризуют Казакова. Он выбирает для изображения не торжественный момент самой церемонии, а последние подготовительные работы. На переднем плане показаны фигуры рабочих. Декоративные щиты с аллегорическими изображениями представлены с их оборотной стороны, так что видны поддерживающие их конструкции. Стремление показать человека в процессе его труда, показать здание во время его сооружения ставит рисунки Казакова на особое место в истории русской графики XVIII века. Оба рисунка по Кремлевскому дворцу — лишь начало большой серии аналогичных листов.
Второй совместной работой Увеселительные строения на Ходынском полеУвеселительные строения на Ходынском поле в Москве. 1774—1775Тушь, пероГосударственный музей архитектуры им А.В. Щусева к празднествам в связи с окончанием первой русско-турецкой войны. Представление о них дают рисунки Казакова 1775 года (Музей Академии строительства и архитектуры СССР).
и Казакова явилисьДля этих рисунков также характерно изображение на переднем плане рабочих, заканчивающих строительство. Вместе с тем названные листы поражают своим исключительным мастерством в передаче архитектурных сооружений. Зти качества заставляют считать рисунки Казакова вершиной, которой достигла русская архитектурная графика в XVIII веке.
Для полноты характеристики Казакова как мастера архитектурного рисунка необходимо упомянуть также его замечательную серию видов Кремля в КоломнеКремль в Коломне. 1778Бумага, тушьГосударственный Русский музей, исполненную в 1778 году (хранятся в Русском музее).
В том же 1775 году, которым датированы «Увеселительные строения на Ходынском полеУвеселительные строения на Ходынском поле в Москве. 1774—1775Тушь, пероГосударственный музей архитектуры им А.В. Щусева», Казаков приступает к одному из своих крупнейших сооружений — Петровскому дворцуПетровский дворец. 1775—1782. Зодчий выполняет его в тех же приемах, какие использовались им в ряде павильонов «Ходынских строений» и в развертывавшихся одновременно работах в Царицыне. Однако Казаков внес в эти приемы и свои индивидуальные черты. В этом отношении особенно характерны портал главного входа с его бочкообразными колоннами, башни служебных корпусов и барабан купола, стрельчатые окна которого переходят на самый купол.
Главное здание Петровского дворцаПетровский дворец. 1775—1782, чрезвычайно компактное в плане, решено по схеме, которая в дальнейшем станет очень распространенной в русском зодчестве. Круглый зал, завершающийся куполом, возвышающимся над всем сооружением, образует центр, вокруг которого группируются остальные залы и комнаты. Перед главным зданием — парадный двор, замыкаемый одноэтажными служебными корпусами, которые прерываются восьмью башнями (двух разных типов, по четыре с каждой стороны). Крупнейшим сооружением Казакова 70-х годов и вместе с тем одним из его наиболее замечательных созданий является начатое в 1776 году здание Сената в Московском КремлеЗдание Сената в Московском Кремле. 1776—1788.
Большое здание Сената в Московском КремлеЗдание Сената в Московском Кремле. 1776—1788 представляет собой в плане прямоугольный треугольник, один из катетов которого расположен параллельно кремлевской стене, выходящей на Красную площадь. Эта форма была подсказана участком, на котором расположено здание. Общая система сооружения очень характерна для раннего классицизма. Парадный двор расположен внутри здания и замкнут со всех сторон высокими корпусами. В этом здании, с его практически чрезвычайно удобным и рациональным расположением помещений и решением их внутренней связи, Казаков создает, в сущности, новый для того времени тип административно-общественного здания.
В глубине здания, у «вершины» треугольника, располагается большой круглый в плане зал — наиболее парадный во всем здании. Под ним в первом этаже — вестибюль, с которым зал связан двумя лестницами. Вместе с двумя примыкающими к нему вытянутыми залами и малым круглым залом он образует узел основных парадных помещений. Два внутренних корпуса отделяют центральный двор от служебных, угловых. В корпусах основных канцелярий внутренней капитальной стеной выделены помещения и коридоры. Отдельные канцелярии разделялись между собой перегородками, которые можно было перемещать в зависимости от потребностей. Чрезвычайно рационально размещены лестницы, образующие одновременно опорные точки композиции плана.
Во внешнем облике здания в соответствии с принципами классицизма решающая роль принадлежит ордеру. Стены нижнего этажа и высокого цоколя трактованы как пьедестал ордера, объединяющего верхние этажи. На лицевых фасадах он дан дорическими пилястрами; в парадном дворе, перед главным круглым залом, — изогнутой по дуге дорической колоннадой.
Вместе с тем обилие орнаментальных элементов, сложное членение поверхностей всех стен лопатками, пилястрами, панно, наличниками окон и т. п., так же как и плавные переходы от одного объема к другому, свидетельствуют о принадлежности этого здания еще к ранней стадии развития классицизма.
Во внутренней отделке основное внимание было уделено главному круглому залу. Вдоль стен идет торжественная коринфская колоннада; в простенках между колоннами помещены рельефные тематические панно, купол богато разработан кессонами.
Судя по одному из предварительных вариантов, Казаков первоначально предполагал дать в центральном круглом зале открытую ротонду, поддерживающую купол. Впоследствии, в процессе проработки окончательного проекта, он отказался от этого замысла.
Однако Казаков использовал его в дальнейшем в решении внутреннего пространства церкови митрополита ФилиппаЦерковь митрополита Филиппа в Москве. 1777—1788 в Москве (1777—1788). Он применил здесь мотив круглого зала со свободно стоящей внутри него ротондой колонн, поддерживающих купол. Очень своеобразно решено Казаковым также и завершение этой церкви. Вместо традиционной в предшествующий период луковичной главки Казаков использовал здесь мотив открытого павильона — ротонды ионического ордера. Подобный прием будет обычно применяться им и в дальнейшем при завершении купольных перекрытий.
Если в здании Сената в Московском КремлеЗдание Сената в Московском Кремле. 1776—1788 Казаков создает новый образ административного сооружения, то в Московском университетеМосковский университет. 1786—1793 (1786—1793) он дает решение нового типа здания, предназначенного для учебного заведения. Большой парадный двор с трех сторон охвачен корпусами, а с четвертой отделен от улицы высокой металлической оградой. На главной оси здания находится основной актовый зад, к которому примыкали два больших двусветных зала с хорами, предназначавшимися для коллекций университета. Далее размещались учебные помещения, объединенные коридорами. Как и в здании Сената в Московском КремлеЗдание Сената в Московском Кремле. 1776—1788, фасады этого сооружения были расчленены пилястрами, лопатками, панно, тягами и т. п. Главный зал на фасаде был выявлен ионическим портиком. При пожаре 1812 года здание университета сгорело, после чего было восстановлено с рядом отступлений. О его первоначальном виде мы можем ныне судить только по чертежам.
В дальнейшем в творчестве Казакова все усиливаются строго классические тенденции. Постепенно все более простыми становятся общие объемные и плановые решения. Все более лаконичными трактуются внешние облики зданий и их интерьеры. Среди работ Казакова, в которых уже определенно выявляются эти тенденции, особо видное место принадлежит дворцу Демидовых в Петровском-Алабине и мавзолею Барышниковых в Николо-Погорелом.
Дом в Петровском-Алабине (1775—1785) прост и компактен в плане. В центре открытой площадки двора помещен главный дом, а по углам — четыре небольших служебных флигеля. Центр композиции главного здания образует круглый зал, выступающий куполом над всем сооружением. Все четыре фасада обработаны дорическими лоджиями.
В композиции Петровского-Алабина уже найдена схема решения усадебного дома, построенная на противопоставлении центрального объема — главного дома — подчиненным ему по размерам и по архитектуре служебным флигелям. Эта схема станет вскоре чрезвычайно распространенной.
Церковь-мавзолей Барышниковых в Николо-ПогореломЦерковь-мавзолей Барышниковых в Николо-Погорелом. 1784—1802Не сохранилась (1784—1802), полностью уничтожена фашистскими захватчиками, была решена Казаковым в виде ротонды, окруженной колоннадой ионического ордера и завершавшейся пологим куполом с люкарнами. Вход был оформлен лоджией того же ордера, в глубине которой, над входом, находились рельефы, приписывавшиеся, как и надгробие внутри мавзолея, . Внутри помещение было обработано парными пилястрами. Иконостас был решен очень своеобразным приемом — в виде легкой открытой ротонды.
Казаковым было построено в Москве много жилых домов. Видное место среди них занимают дома ДемидоваДом Демидова в Гороховском переулке. 1789—1791 и Губина.Дом Демидова в Гороховском переулкеДом Демидова в Гороховском переулке. 1789—1791 (ныне Институт геодезии и картографии) состоит из главного трехэтажного корпуса и двух расположенных по его сторонам небольших служебных флигелей. За домом был большой сад. Центр главного корпуса подчеркнут шестиколонным коринфским портиком, выступающим на фоне гладких массивов стен. Внутри здания отлично сохранилась отделка нескольких помещений, известных, по примененной в них позолоте, под названием «золотых комнат». Замечательно прорисованные декоративные композиции сочетают орнаментальные и растительные мотивы.
Как пример городского дома может быть назван бывший Дом М.П. ГубинаДом М.П. Губина. 1790-е на Петровке у Петровских ворот (90-е гг.), ныне Институт физических методов лечения. Главный корпус здания выделен коринфской лоджией.
В одну линию с ним по сторонам расположены два небольших служебных флигеля.
В области внутренней отделки Казаков создает в 80-х годах совершенно новый тип большого парадного зала, это — зал бывшего дома Благородного собрания — ныне Колонный зал Дома союзовКолонный зал Дома союзов. не позднее 1775. Прямоугольный в плане зал окружен колоннадами коринфского ордера, поддерживающими перекрытие с широкой падугой. Этим мотивом открытой колоннады внутри зала Казаков достиг особой парадности решения. Строгие и простые колонны без каннелюр на фоне больших массивов стен, приподнятое перекрытие центральной части (некогда, до пожара 1812 г., декорированное росписями) — все это определило собой новый тип парадного зала, который в дальнейшем часто встречался у мастеров русского классицизма.
Одной из крупнейших по размерам поздних работ Казакова было здание Голицынской больницыГолицынская больница. 1796—1801 (1796—1801).
Оно было задумано заказчиками как мемориальное сооружение в честь рода Голицыных, мавзолеем которых и должен был служить церковный зал больницы. Здание расположено на большом открытом участке между Калужской дорогой (ныне Калужской улицей) и набережной Москвы-реки.
Главное трехэтажное здание отделено от улицы большим парадным двором. По сторонам двора расположены двухэтажные корпуса. За зданием — большой сад, тремя уступами террас спускающийся к Москве-реке.
Казаков мастерски совместил схему усадебного дома с практическим назначением здания. Главный дом он предназначил для приемных и общих помещений больницы. Основная часть больничных палат была размещена в боковых корпусах, по сторонам парадного двора. В среднем, главном, корпусе центральную часть занимала церковь-мавзолей семьи Голицыных, по сторонам которой группировались общие и приемные помещения.
На глади стен в центрах обоих фасадов — на парадный двор и к парку — торжественно выступают значительно вынесенные вперед строгие дорические портики. При всей своей лаконичности и простоте они сохраняют в то же время излюбленные Казаковым сравнительно легкие пропорции ордера, выделяющие его постройки среди работ многих его современников. Возвышающийся над зданием купол завершается легким открытым павильоном-ротондой. Этот прием завершения купольных сооружений, разработанный Казаковым, получил широкое распространение в московском строительстве конца ХVIII — начала XIX века. Внутри круглого в плане зала помещена ротонда ионических колонн, облицованных розоватым искусственным мрамором. С одной стороны зала, между колоннами, небольшой иконостас, первоначально завершавшийся пышным балдахином-шатром; напротив него находилось надгробие Д. М. Голицына с аллегорическими фигурами, выполненными
.Чрезвычайно интересно и парадно была задумана композиция сада. Тройная терраса опускалась на площадку у Москвы-реки, занятую частично небольшой рощей, частично прудом. Вдоль берега шла терраса с двумя открытыми павильонами-ротондами, сохранившаяся и поныне.
Из неосуществленных проектов, относящихся к последним годам деятельности Казакова, наиболее значителен его проект реконструкции Кремля (1797). Казаков предусматривал в нем оформление торжественной площади со старыми соборами, террасами, со спусками к Москве-реке и постройку громадного манежа в юго-восточной части Кремля, который должен был композиционно уравновесить здание Кремлевского дворца. Одновременно он проектировал создание двух новых площадей внутри Кремля: одной у Троицких ворот, другой перед зданием «Присутственных мест». Проект Казакова остался неосуществленным.
В 1801 году Казаков вышел в отставку и занялся собиранием чертежей по своим постройкам и постройкам современных ему зодчих в Москве. Эти чертежи, образовавшие знаменитые серии так называемых «Казаковских альбомов», являются драгоценным материалом для воссоздания, облика Москвы конца ХVIII века.
С 1806 года Казаков из-за тяжелой болезни уже более не работал. При известии о наступлении французской армии на Москву сыновья перевезли Казакова в Рязань, где в 1812 году зодчий скончался.