Клодт (фон Юргенсбург) Михаил Петрович [1835—1914]
Сын скульптора П.К.Клодта, получил известность как живописец-жанрист. Родился в Петербурге 17 (29) сентября 1835, учился у А.А.Агина и в Академии художеств (1852–1861, с перерывом). Получил медали: в 1855 г. - 1 и 2 серебряные медали; в 1857 г. - 1 серебряную за картину "Финский крестьянский быт"; в 1860 г. - 2 золотую за картины "Из быта нормандских рыбаков" и "Внутренность нормандской хижины; в 1861 г. - 1 золотую за картину "Последняя весна". В 1857–1860 работал в Париже, путешествовал по Франции вместе с двоюродным братом М.К.Клодтом. В 1862–1865 как «пенсионер» Академии жил в Мюнхене. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). Много ездил по России. В 1867 г. - звание академика за картины "Деревенские крестины" и "Возвращение с поля". Для его жанров, созданных в русле камерно-лирического романтизма, наиболее характерны образы крестьянской жизни с ее архаическими нравами (Рыбаки финны, 1855; Черная скамья, 1871; обе картины – в Третьяковской галерее), но в первую очередь сентиментальные живописные драмы (Больной музыкант, 1859; Последняя весна, 1861; обе работы – там же; Перед отъездом, 1878, Художественный музей, Иваново). Картина "Музыкант" положила начало собранию П.М.Третьякова. К концу 19 в. все чаще обращался к исторической теме, подчеркивая в ней житейски-бытовое начало (Терем царевен, 1878, Художественная галерея, Пермь). В картинах на гоголевские темы вплотную подошел к поэтике символизма (Конец «Мертвых душ», Музей-усадьба «Абрамцево»). Занимался офортом, воспроизведя в этой технике ряд своих композиций. С 1895 служил реставратором в Эрмитаже.