Клуцис Густав Густавович [1895—1944]
Густав Клуцис учился в учительском семинаре в Валмиере (1911 – 13), Рижской городской школе художества у Я. Розенталса, В. Пурвитиса, Я. Р. Тилберга (1913 – 15).
В 1915 году он отправляеться в Петроград, где поступает в школу Царского общества покровительства искусства (учиться там 1915 – 17).
Клуцис активно участвовал в февральской революции и в октябрьской революции. В 1918 году вместе с советской властью переехал в Москву, где жил до репрессии в 11 февраля 1938 года.
Он работал в художественной студии латышских стрелков, учился в студии И. Машкова и В. Мешкова, в Свободных мастерских искусства у К. Малевича и К. Коровина (1918 – 21).
Работал в институте Художественной культуры (1921 – 24), преподовал цветоведение в Высшех художественно технических мастерских (1924 – 30), Полиграфическом институте (с 1930 года).
Г. Клуцис был членом ассоциации революционерских кинематографистов (1922 – 32), членом обьединения Российских революционерских графиков и заместителем председателя этой организации (1929 – 32), участвовал в создании групировки художников «Октябрь» (1928), был членом союза Московских художников (с 1932).
В Латвии участвовал в обществе культуры и образования «Прометей».
Художник участвовал в выставках с 1918 года. Персональные выставки в Москве (1920, вместе с Н. Габо и А. Певзнером, 1961), Риге (1958, 1970, 1984), Валмиера (1971), Касель, Гермния (1991).
В раннем этапе творчества он писал импрессионистические пейзажи и портреты, но около 1918 года паралельно проходят поиски его новой концепции исскуства. Начиная с 1918 года он изготовлял фотомонтажи, сделав декоротивное панно для фасада Большого театра во время 5-ого Всероссийского конгресса.
Художник разработал свой художественный почерк, который базировался на теории функционалисма – для достежения максимального эстетического эффекта использовал минимум выразительных средств, использовав линию, цвет, форму и фактуру. Его работы соцыально активны как по своему содержанию, так и формально. Клуцис делал фото коллажи, монтируя на плоскости документальные кадры фото с фрагментами рисунков и живописи. У цвета и рисунка символическое значение, особенно развивая методы конструктивизма в искусстве плаката. Художник работал также в книжной графике и графике периодики, где реализовал схожие методы творчества.
Клуцис участвовал в устраивании советских выставок в Западных странах: Берлине (1923), Париже (1925, 1937), Кельне (1928), Брюсселе (1929).
В конце 1930 годов опять устремился к живописи. Живописец, график, дизайнер. Участник рев. движения в Латвии, с 1917 служил в охране Смольного и Кремля. В 1919-21 учился в студиях И.Машкова и К.Коровина, окончил моск. ВХУТЕМАС (1921). Участник выставок с 1918. Конструктивист, член УНОВИС (1921), об-ний ЛЕФ (1923-28) и "Октябрь" (1928-32). Преподавал в моск. ВХУТЕМАСе и Моск. полиграфическом ин-те (1924-30). Живописные работы («Красный человек», 1918; "Аксонометрическая живопись", 1920; "Спящая женщина", 1932; "Автопортрет", 1935), станковая графика, полит. плакат, кн. илл. Арестован (1938), погиб в лагере.