Клюн (Клюнков) Иван Васильевич [1870—1943]
Соратник и последователь
, автор теоретического очерка о супрематизме "Искусство цвета". И. В. Клюн начинал свой путь художника с пейзажей и натюрмортов, выполненных в импрессионистической манере, а заканчивал - натюрмортами и пейзажами, скрупулезно выверенными, дотошно реалистическими. Учился Клюн в Рисовальной школе при ОПХ в Варшаве (1880-90-е). Родился в крестьянской семье. Служил бухгалтером, параллельно обучаясь рисованию. В начале 1890-х гг. он переехал в Москву, где посещал студии , В. Ф. Фишера, мастерскую . В 1907 г. Клюн знакомится с , приобщается к его творческим и теоретическим поискам новых путей в искусстве. В 1910 г. сближается с членами объединения "Союз молодежи". Среди его живописных произведений этого периода "Портрет художника Малевича" (1912), "Пробегающий пейзаж" (1913), "Озонатор", "Граммофон" (оба 1914), "Летящая скульптура", "Супрематизм" (оба 1915), "Музыкант" (1916) и др. С 1913 г. Клюн работал над созданием нового типа произведений - сборными конструкциями из дерева, металла, стекла и других материалов (так называемые скульптокартины, пикторельефы). Художник активно участвовал в культурной жизни "футуристической" Москвы: в 1910 г. был одним из учредителей "Московского салона", а в 1915 г. принял участие в составлении супрематического памфлета, распространенного на выставке "0,10", иллюстрировал буклет А. Е. Крученых "Тайные пороки академистов", в котором опубликовал свой очерк "Примитивы 20-го века"; с 1916 г. входил в группу "Супремус". После Октябрьской революции Клюн много занимался организационной деятельностью. В 1917-21 гг. заведовал Всероссийским центральным выставочным бюро Отдела ИЗО Наркомпроса, преподавал живопись в ГСХМ - Вхутемасе, был членом совета Инхука (1920-22). В 1918 г. совместно с А. В. Лентуловым выполнил агитационное оформление Театрального сквера в Москве. В 1923 г. оформил книгу А. Е. Крученых "Фактура слова. Декларация". Не оставлял и занятий в области абстрактного искусства. Произведения этого времени - "Алый перецвет" (1919), "Супрематизм" (1921), "Работа по цветосветовому принципу" (1925), "Портрет А. Е. Крученых" (1926), "Электрификация" (дерево, металл, стекло, 1926), "Построение по принципу движения" (1933). С конца 1930-х гг. Клюн неожиданно начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера, щедро раздаривая их знакомым. Немногие сохранившиеся произведения талантливого художника-беспредметника, разрозненные по многим престижным собраниям России, Европы и Америки, помогают восстановить не только творческий путь незаурядного мастера, но и воссоздать контекст бытования беспредметного, супрематического, абстрактного искусства России начала и первой трети XX в.