Коган Нина Осиповна [1889—1942]
Нина Коган родилась в Москве. Отец художницы, Иосиф Михайлович Коган, был крещёным евреем, действительным статским советником, служил военным врачом.
В 1905 году будущая художница окончила Екатерининский институт благородных девиц в Санкт-Петербурге.
В 1905-1908 гг. училась в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у А. Эберлинга и
.
В 1908-1911 гг. училась у
, на этих занятиях познакомилась с В. В. Хлебниковой и Л. Бруни.
С 1 июля 1911 по 16 марта 1913 года была вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Не закончила обучение.
В 1913 г. вернулась в Петербург; с 1913 по 1919 год работала учительницей рисования в гимназии.
В 1915 году познакомилась с
; дружбу с которым сохранила до конца жизни, состояла с ним в переписке.
В 1917 г. входила в общество "Мастерская Я. Ф. Ционглинского", "Свободная мастерская", работала с Обществом охраны памятников старины.
В 1918 г. году на несколько месяцев была привлечена Верой Ермолаевой к работе в отделе «Искусство в жизни города», в Музее города в Петрограде. С помощью Н. И. Коган и Н. И. Любавиной Ермолаева собрала уникальную коллекцию живописных вывесок, сохранив этот редкий вид городского примитива.
В марте 1919 года по назначению отдела ИЗО Наркомпроса приехала в Витебск, где преподавала в Народной художественной школе (затем Витебском художественно-практическом институте) курс пропедевтики. Наряду с Верой Ермолаевой и
была членом творкома УНОВИСа. Постановщик «Супрематического балета». Балет был показан, единственный раз, в Витебске, 6 февраля 1920 г., в один день с оперой "Победа над солнцем" в постановке В. Ермолаевой. Автор статьи «О супрематическом балете» для машинописного «Альманаха УНОВИС» № 1.
В 1922 г. вышла замуж за художника Анатолия Борисова (1897-1935).
С 1 августа 1922 года, на протяжении 1922—1923 гг. была консультантом Музея живописной культуры в Москве; занималась экспозиционными планами музея, проводила лекции и доклады, разрабатывала систему развески произведений.
В 1926 г. работала над оформлением выставок в Выборгском ДК и в Музее революции.
В 1927 г. принимала участие в подготовке выставки новейших течений в Русском музее.
С 1928 г. начала работу у
в Детгизе. Иллюстрировала детские книги, - в основном, о жизни животных.
В конце 1920-х гг. познакомилась с Анной Ахматовой, сделала несколько её портретных рисунков, в том числе силуэтный портрет. Утверждается, что Ахматова высоко ценила свои портреты, сделанные Коган.
В 1932 г. вступила в члены секции графики Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
25 декабря 1934 г. была арестована по делу группы живописно-пластического реализма, вместе с
, Л. С. Гальпериным, М. Б. Казанской и . 13 марта 1935 года следствие в отношении Н. Коган было прекращено.
В второй половине 1930-х гг. преподавала в детской художественной студии Нарвского района. В 1938 г. принимала участие в Выставке работ женщин-художниц в Ленинграде и в Выставке ленинградских художников в Киеве. В 1940 г. принимала участие в Шестой выставке произведений художников Ленинграда , в выставке художников периферии в Москве. В апреле-июне 1941 г. участвовала в Седьмой выставке произведений художников Ленинграда.
После начала войны осталась в осаждённом городе. Умерла от голода в блокадном Ленинграде в начале 1942 г.
В 1980-е гг. на арт-рынке появилось большое количество супрематических работ, автором которых значилась Н. Коган. "Нина Коган вошла в историю искусства как автор единственного произведения - "Супрематического балета", поставленного в 1920 г. в Витебске. Недостаток документальных сведений, репутация ученицы
и при этом интригующее отсутствие супрематических произведений сделали её имя объектом научных и художественных подтасовок спекуляций, появлялись приписываемые ей супрематические картины".