Корин Алексей Михайлович [1865—1923]
Сын палехского крестьянина-иконописца, он уже с детства работал под руководством отца, а в двенадцать лет был отдан в иконописную мастерскую. Позже Корин уезжает в Москву, где в 1884 году поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали известные передвижники В.Е. Маковский и
Годы учения для будущего художника были нелегким испытанием на жизненную стойкость. Но тяжелые бытовые условия не помешали А.М. Корину в его профессиональном росте. Живописные и графические работы неизменно заслуживают высших оценок, и в 1889 году он заканчивает Училище, получив большую серебряную медаль за картину "Утро в монастырской келье".
Сразу после Училища начинается период активной творческой деятельности А. М. Корина. Он успешно участвует в выставках, побеждает в художественных конкурсах, получает высокие отзывы о своих картинах таких маститых ценителей искусства, как И.Е. Репин и В.В. Стасов. Его жанровую картину "Больной художник", показанную в 1892 году, приобретает для своей коллекции П.М.Третьяков. А в 1894 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Картины А.М.Корина не отличаются глубиной тем, масштабностью исполнения. Однако в них всегда ощущается непосредственность восприятия жизни, выразительно используются живописно-пластические средства.
Персонажи коринских портретов — близкие, хорошо знакомые художнику люди, в облике которых он способен уловить легкие движения души, передать их настроение. Образы его героев внутренне подвижны, эмоционально насыщенны. Таковы, например, портреты художника Вакшеева (1888), скульптора Домогацкого (1890-е), Марии Кориной — дочери художника (1905). "Автопортрет", созданный мастером в 1915 году (ГТГ), — одно из лучших и глубоких произведений этого ряда.
Жанровые композиции Корина нередко обнаруживают прямую связь с его портретным творчеством. Персонажи бытовых картин — реальные люди из его окружения. Это коллекционер Н.В. Медынцев ("Меценат"), дед А.М. Корина ("За чайком"), жена ("Опять провалился"), дети ("Перед уходом в гимназию", "У открытого окна"). Герои представлены в привычных для художника, не раз наблюдавшихся им житейских ситуациях.
В более ранних бытовых полотнах Корина видятся своего рода `драматургический` эффект, сочиненность действия, рассчитанные на соответствующую реакцию зрителя ("Больной художник", 1892; "В отсутствии жены", 1893). Со временем понимание сюжета у Корина трансформируется, перестает быть самоцелью. Для таких картин, как "За чайком", "Окно" (1912), "С.С. Корина за глаженгем. Плес" (1898), "Увлекательное чтение (За книгой)" (1900), типично не столько внимание к происходящему, сколько стремление передать глубину душевного состояния, едва уловимые внутренние связи персонажей.
Характерное для многих полотен художника единство эмоциональной и пластической среды достигается тонким цветовым решением. Живопись Корина свидетельствует о богатстве его колористического видения, свободном владении кистью, уверенно выявляющей форму и пространство.
На развитие живописного мастерства Корина повлияла работа в пейзаже, к которой он непрерывно обращается с 1890-х годов. Работа на пленэре в Подмосковье и особенно поездки на этюды в знаменитый Плес значительно расширили палитру его полотен, сделали живопись более раскованной и светоносной. Небольшие по формату пейзажи Корина всегда лиричны по настроению, проникнуты тонким поэтическим ощущением природы ("Ранняя весна", 1890-е; "Сарай", 1900-е; "Пейзаж с церквушкой. Плес", 1890-е).