Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927]
Купец (Старик с деньгами). 1918
-
- Название Купец (Старик с деньгами)
- Год создания 1918
- Материал Холст, масло
- Размер 88,5 x 70
- Собрание Музей-квартира И.И. Бродского
- Все работы автора Всего: 378
Описание
Видение этого страшного мира, может быть, наиболее отчетливо и без прикрас возникает перед художником в его картине «Старик с деньгами», написанной уже после революции, в 1918 году. И здесь
не пошел по пути сатирического обличения. Более того, в характеристике старика нет и тени иронии. Он мученик денег, прикованный к ним незримой силой. Он способен творить зло их властью, но сам не властен перед их могуществом.Персонажи
, хотя они и могут вызывать улыбку, трудно назвать «положительными» или «отрицательными». Они таковы, какими их сформировала среда. «За кулисами» кустодиевских произведений живут его подлинные герои — обычаи, нравы, традиции. Для все это родная стихия. Он зачарован ее национально-русским колоритом. Но, как мудрый художник, он не может не видеть и не понимать ее истинного смысла. И если видение жизни у сказочное, то его оценка жизненных явлений реалистична.Чувство правды жизни подсказывает художнику меру заострения того или иного образа.
каждому воздает «по заслугам». Ладные крестьянки на сенокосе и расфуфыренные городские барышни для художника не одно и то же. Разное отношение вызывают у него веселящиеся деревенские парни и купеческая семья, распивающая чай за тесовыми воротами. В одной и той же картине он по-разному изображает барыню с барином, важно шествующих мимо знаменитой городской лужи, и мужичка с его бабой перед ларьком булочника. Однако на тех же «мужичков» во время крестного хода смотрит уже другими глазами. Ирония как бы восстанавливает объективные морально-этические пропорции действительности. Это — своеобразный реалистический противовес романтической фантазии художника. Это — критерий правдивости его сказок.Истолковывать иронию
как насмешку, пусть даже тонкую, над изображаемыми явлениями, значило бы упрощать дело. Для ирония — не средство разоблачения. По сути дела художник иронизирует не столько над действительностью, сколько над своим упоением жизнью, над своими иллюзиями о жизни.детски доверчив к миру. Скептицизм ему совершенно не свойствен. Он ничем не напоминает человека, утратившего положительные идеалы. Напротив, сказка как раз и выражает его жажду положительного идеала, связанного с народными представлениями о привольной, радостной жизни. Однако «строительным материалом» поэтической мечты художника была самая прозаическая российская действительность. Реальное для честного художника не совмещалось с идеальным. Ирония — логическое следствие его художнического мышления. Она — неизбежная расплата за его добрую доверчивость. Кустодиевская ироническая улыбка — это своего рода извинение за его любовь к России, со всеми ее несовершенствами.
Творчество
художественно достоверно. Его картины — изобразительная энциклопедия российского провинциального быта. Она достаточно объективна, чтобы предоставить широкие возможности для различных толкований того содержания, которое в ней заключено. Мы, смотрящие из другой исторической эпохи на жизнь, воссозданную , конечно, воспринимаем ее иначе, нежели сам художник. И, конечно, его реализм дает основания для серьезных раздумий и, может быть, для критики прошлого. Однако художник никогда не навязывает зрителю собственных суждений. Созданные им образы — концентрация жизни. Зрителю предоставляется творить над нею суд, исходя из своих критериев добра и зла.