Кваренги Джакомо (Доменико) [1744—1817]
Александровский дворец. 1892—1996
-
- Название Александровский дворец
- Год создания 1892—1996
- Все работы автора Всего: 49
Описание
Александровский дворец является одним из шедевров архитектора
, который можно причислить к лучшим образцам мировой архитектуры."Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Мне надо знать также, какие комнаты выходят в замке на север и какие на юг, восток и запад. Также важно знать, видно ли Женевское озеро из окон замка и с какой стороны расположена гора Юра", - писала Императрица Екатерина II своему литературно-политическому агенту, дипломату барону Фридриху Мельхиору Гримму, который занимался вопросами покупки вольтеровской библиотеки. Представляя себе Фернейский замок, Екатерина, намеревалась по его образцу возвести Александровский дворец.
На утверждение Екатериною плана нового дворца, назначенного к постройке в северной части нового сада, архитектор Неелов представил смету и описание этому строению. По его расчету стоимость постройки дворца была исчислена в 221.431 руб. 45 коп., а кухни и службы в 73. 566 руб. 48 коп. Вот как он описывает этот дворец: «Дом в два этажа длиною на 72 саженях, шириною с боковыми поворотами на 35, вышиною от земли 9 сажен, оное полагается среднее большое строение, да боковых два, первое длиною в 30, шириною боковые на 17 саженях, вышиною от земли 6 сажен, и все оное строение должно быть с погребами и сводами и в оных окнами, дверьми и принадлежащим к тому прибором». По смете и плану, представленными архитектором Гваренги, стоимость дворца с кухнями и службами определялась в 351.166 руб. «План Гваренгиев со сметою удостоен в утверждения» — пишет Илья Яковкин в своем труде: «История Села Царского». Из наличия двух смет и, как будто, двух планов можно предполагать, что был еще другой проект дворца (не осуществленный), намечавший среднюю часть более высокой (9 саж.), чем боковые (б саж.), если судить по двум высотам, упоминаемым Нееловым в его описании дворца. Вполне вероятно, что были присланы Гриммом чсртежам замка Ферней и они послужили основанием для проекта, тем более, что средняя часть этого замка выше боковых. Между тем общие размеры длины и ширины (с боковыми поворотами) плана, описываемого Нееловым дома, близки к размерам построенного дворца. Разумеется, этих данных недостаточно, чтобы сказать с полной определенностью, кто был автором этого проекта (с повышенным главным корпусом): Неелов,
или кто либо третий, нам неизвестный. Возможно, что мы здесь имеем описание одного из вариантов проекта, составленного Гварснги, но представленного Неелову для составления сметы. Во всяком случае, на хранящемся в историческом музее Царского Села подлинном чертеже, подписанном и изображающем поперечный разрез главного корпуса с фасадом бокового, высоты, как одного, так и другого одинаковы. Против этого чертежа в натуре также есть отступления. Так, например, вокруг окон 1-го и 2-го этажей боковых корпусов и фасадов зала за колоннадой на чертеже показаны наличники, тогда как в действительности мы наблюдаем только гурты, идущие по ребрам откоса; упрощены сравнительно с этим чертежей и горизонтальные тяги над цоколем. Впрочем, эти изменения могли произойти и во время неоднократных и основательных ремонтов, да, наконец, и сам во время постройки, мог отступить от чертежа.Точных сведений о том, когда
было поручено составление проекта Александровского дворца, не имеется, но можно предполагать, что он им сочинен в первую половину 1792 года, а может быть и раньше, так как 5 августа того же года рескриптом, данным в Царском Селе на имя тайного советника Аристарха Кашкина, указано спешно произвести торги и до наступления зимы построить.В рескрипте на имя А. Кашкина Екатерина II распорядилась: по произведенным в Конторе торгам с подрядчиком того строения заключить на основании законов контракт по описи, учиненной архитектором Нееловым, именно; чтоб под всем оным строением были погреба со сводами и перемычками, нижний цоколь из плиты; балюстрад над домом гипсовый, полы штучные, против тех, какие в новопостроенном для их императорских княжен флигеле сделали. Когда оное строение будет закончено, то без особого повеления снаружи не штукатурить. Все оное строение производить под смотрением архитектора Неелова, определив к нему в помощь искусного каменного мастера с тем, чтобы в нужных случаях требовать ему Нееловым изъяснений от архитектора Гваренгия. По представлению же вашему дозволяем состоящие по близости Села Царского два кирпичные завода отдать для делания кирпичу подрядчику того строения, с крайним и строгим наблюдением со стороны вашей, чтоб на производство того завода, как содержатели оного, так и крестьяне не ру¬били дров и не опустошали лесов, но покупать ему, как дрова, так плиту.
Задание поставить дворец в парке обязывает зодчего отказаться от приема композиции плана с дворами н решать задачу так, чтобы дворец был открыт со всех сторон. Попытка же сочинить план с дворами была.
Проект дворца был представлен еще в 1792 г. Екатерина со свойственной ей поспешностью потребовала „без наималейшего упущения времени произвесть торги на сдачу работ, чтобы дворец в том же году „до наступления зимы был сделан".
Дилетантская поспешность, с которой решила Екатерина сооружать дворец, не нашла, разумеется исполнителей; приглашенные подрядчики, принимая во внимание, что строительный сезон был на исходе, согласились торговаться не иначе, как установив возможные для сего сроки. Они предложили приступить к кладке фундаментов в текущем же году, но окончить постройку дворца вчерне к осени 1793 г. и отделать ее окончательно к августу 1794 года. Устроенными соревнованиями сначала была установлена цена на дворец с кухнями, затем принято было предложение купца Кувшинникова и, наконец, в последние торги, состоявшиеся 19 августа, работа осталась за армейским прапорщиком Новиковым. Цена Новикова выразилась в 286.000 рублей. 27 августа с прапорщиком Новиковым был заключен в конторе контракт на постройку нового дворца с кухнями по цене, установленной за ним с торгов. После этого, рескриптом на имя того же Кашкина, Екатерина распорядилась об отпуске из казначейства необходимых сумм, о порядке их уплаты и о заключении с подрядчиком законного контракта, добавив при этом, какие работы и из какого материала должны быть произведены; вместе с тем указала, что подрядчику могут быть предоставлены для изготовления кирпича два расположенные по близости Царского Села завода, но с тем непременным условием, чтобы на их производство леса не вырубались, а дрова покупались по добровольной цене от крестьян, равно как и прочие
Вслед за рескриптом хозяйственного порядка, 25 августа через Турчанинова было дано распоряжение, повлиявшее на техническую и эстетическую сторону строения: на месте, отведенном под постройку нового дома, имелось два бугра земли, которые указывалось разравнять так, чтобы поднять фундамент дома возможно выше и получить от него, благодаря этому, во все стороны откос или отлив.
Также была разравнена вокруг здания и земля, вынутая из рвов для фундаментов и погребов. Вот почему наблюдается и поныне значительный подъем почвы при входе к Александровскому дворцу против Малой улицы и наоборот — почти незаметно падение ее на просеке, направленной от большого Каприза к полуротонде дворца, тогда как улица Дворцовая от Екатерининского дворца, вдоль решетки Александровского парка, в сторону Египетских ворот, имеет легко заметный уклон.
И оттого, что есть подъем к дворцу со стороны фасада с подъездами и оттого, что почти нет падения почвы к нему со стороны фасада с полуротондой, с точки зрения видовой он только, выиграл и выиграл в значительной степени. Кроме того, это была первая мера борьбы с развитием в погребах или подвалах сырости. Второй действительной мерой борьбы с нею было устройство вокруг дома и от него к расположенному перед ним пруду каменных, так называемых дренажных труб для стока грунтовых, а отчасти, и просачивающихся в почву верховых вод. Трубы эти, обнимая со сторон боковые корпуса, обхватывая и пересекая главный по середине, имеют настолько значительные размеры сечения, что по ним, наклонившись, человек проходит довольно свободно. Форма труб определяется вертикально поставленными на плоскость наклоненного к пруду пола стенками, поддерживвающим прусский сводик. Для осмотра труб были заложены спускные люки, которые и поныне можно наблюдать возле юго-восточного угла дворца.
По мере того, как работы налаживались, увеличивалось число рабочих и для них уже требовались значительные помещения. На докладе об этом 28 января 1793 года через Турчанинова было указано: в Царском постройку казарм для рабочих не допускать, а отвести им деревянный, бывший Камер-Юнгферский, дом в Софии, перенесенный туда от дворца.
Вместе с тем работы по сооружению дворца развивались и 18 мая помимо постоянного технического надзора, через того же Турчанинова была назначена Комиссия из архитекторов Старова и Волкова для освидетельствования фундаментов; в то же время для наблюдения за качеством материалов было предложено
использовать каменного мастера Джованни, а Царскосельской конторе, для той же цели, артиллерии капитана Пушкина.План расположения кухни и служб при дворце был утвержден лишь к августу 1793 года с некоторыми изменениями, а 39.649 р. на постройку их были отпущены в 1791 г. Екатерина II захотела вместо двух полудвориков, намеченных в первоначальном плане, сделать один кухонный, против основного корпуса и между двух боковых; двор этот и помещен
на этом плане точно в том месте, где она назначила. Корпуса располагались покоем и дворик, обращенный в сад, отделялся от него только каменною стеною — забором. Одновременно с этими чертежами были присланы профили большой залы дворца, по которым должна была бить произведена ее постройка.Левое крыло здания выделили для прислуги. Понятно, что прислуга могла обойтись "удобствами во дворе".Так и появился между левой частью дворца и Кухонным корпусом милый павильон в стиле классицизма с куполом и двухколонным портиком, к востоку от дворца и к северу от кухни. Авторство этого проекта документально установить не удалось, но, судя по архитектурным формам, его скорее можно приписать Неелову, чем
. Но строил-то эти удобства так же, как и сам дворец - Джакомо Кваренги!». Во время производства работ, спустя почти год после заключения договора с подрядчиком, появились некоторые изменения и дополнения, и в том числе увеличение боковых флигелей дворца «наугольными покоями».Несколько неожиданным является последовавшее вскоре после этого (4 июня) распоряжение приступить немедленно, согласно препровождаемого в контору плана Неелова, к устройству стен, отделяющих корридор и покой возле большой залы, при чем предлагается, как эту работу, так и остальные части сооружения привести к окончанию одновременно, главный же корпус постараться поскорее подвести под кровлю, а весь дом закончить вчерне до наступления осени, дабы зимою удобнее было приступить к внутренней отделке.
Неожиданным и далее обидным для
представляется препровождение плана Неелова: не особенно верится, чтобы целую композицию , хотя бы частично, подвергли переделке без его ведома, участия или указания, тем более, что Екатерина II всегда была к нему внимательна и обращалась, конечно, в силу этого, с его произведениями весьма бережно. В то же время архитектор Неелов составил исчисление стоимости окончания постройки и переделки ее. Средства установленным порядком были отпущены.Вместе с тем было предложено озаботиться своевременным получением от архитектора сведений о материалах и работах с тем, чтобы зимою подготовить все то, что весною могло быть поставлено на место, а в отношении построения кухни со службами подряжены зимою работники и запасены все необходимые материалы.
Помимо тех или иных изменений и дополнений, бывали при постройке дворца и неожиданности, повлекшие за собою замену одних приемов исполнения другими. 18 января 1795 года было замечено, что в средней зале начал «приметно оседать» каменный свод, о потому было повелено его тотчас же разобрать и в дальнейшем во всех остальных больших комнатах делать своды и арки по указанию
деревянные, чтобы не было задержки в их оштукатуривании. Останется, конечно, навсегда загадкой вопрос о том, что «приметное оседание» свода произошло вследствие ли только упущений технического характера или в силу недостаточно чутко нарисованного его профиля и учета сил распора; в первом случае вина падает, на Неелова, во втором, — поводимому, на .Рядом с распоряжением от 21 июля того же года о необходимости стараться как можно скорее привести постройку дворца в жилое состояние, даются уже указания откуда и чем можно воспользоваться для его убранства, но с оговоркой, что следует это делать по выбору
. Тут же предлагается приступить к осуществлению, согласно апробованных Александром рисунков , большого среднего крыльца в сад (очевидно у полуротонды), спуска от углового кабинета в цветной садик и цоколя под решетку этого садика, считая это сверхсметной работой и представив для ассигнования соответствующей суммы исчисление. На этом основании можно, следовательно, заключить, что как среднее крыльцо (полуротонды), так и спуск из углового кабинета в основной проект Кваренги не входили и, таким образом, были сочинены им дополнительно во время постройки дворца.С окончанием дворца, как видно, все время спешили, и, отчасти поэтому, а отчасти и из экономических соображений, подбирали иногда и готовые части убранства, как, например, камины. Из Таврического дворца поступил большой мраморный итальянский с бронзою камин в трех штуках, из Утренней залы — два камина синего порфира и др. Итальянским с бронзою камином, надо полагать, здесь называется тот, который стоял в домашней церкови с походным иконостасом. Что же касается каминов синего порфира, то они до нас не дошли, так как камины, которые стоят в полукруглом зале, искусственного мрамора. Других же более или менее близких по тону к порфиру совершенно не имеется. Это обстоятельство показывает, что позднее производились во дворце весьма значительные ремонты и переделки, которые существенно меняли облик самих зал.
Затем, в связи с пожеланиями Александра, произведены были значительные переделки, составлены на все необходимые изменения.
При построении дворца была оборудована для Александра баня в погребном этаже, как это видно из указаний от 26 июля 1795 года: «Позади опочивальни свод разобрать и сделать деревянную спокойную лестницу к бане».
В работах
поражает замечательная соразмерность всех частей здания, внешняя простота, освобожденная от всего мелкого и ненужного. Невысокий, со спокойным силуэтом, Александровский дворец как бы растворился в ансамбле парка. Впечатление легкости и великолепия, как от внешнего вида здания, так и от внутреннего убранства его помещений, достигается только архитектурными приемами: устройством колоннады, особыми, коробовыми, сводами зал, расчленением поверхности стен на симметричные части и т. п. Зодчий добивается декоративного эффекта, не прибегая к живописи; он избегает позолоты, росписи потолков и обрамления стен живописным орнаментом.Осуществленный план дворца, по общему приему постановки корпусов, не представляет полного откровения чего то нового. Строгая классическая архитектура дворца напоминает произведения итальянца Палладио, одного из последних зодчих эпохи Возрождения. Этот мастер оказал большое влияние на зодчество XVIII века.
вниматально изучил работы Палладио, проекты и чертежи которого были первой серьезной школой для молодого архитектора. Творчество Палладио оказало большое решающее влияние на всю деятельность .По живописному размаху этой композиции, по угаданности впечатления и вьписанности деталей - это один из мировых шедевров архитектуры и едва ли не лучшая жемчужина во всем творчестве великого мастера. Прекрасен и задний фасад дворца, построенный на чередовании двухсветных колонных окон с обычными небольшими окнами. Все стены совершенно гладкие, лишенные всяких барельефов, статуй или орнаментов. Кваренги, видимо, увлекала мысль добиться нарядности стен одной только гармонией масс и линий, только благородством пропорций».
Александровский дворец представляет собой двухэтажное здание, удобное и простое по плану.
Здание дворца с флигелями; они значительно выдвинуты вперед, образуя курдонер (парадный двор) перед главным фасадом. Выступающие вперед крылья здания образуют небольшую площадь перед колоннадой из двух рядов коринфских колонн. Колоннада ничего поддерживает, однако, играет огромную роль в архитектуре дворца. Этой частью плана определяется и назначение дворца, как летней резиденции, в этом видна его связь с виллами севера Италии. Решение сочинить и осуществить в натуре такого рода открытый зал надо признать весьма смелым для нашего сурового климата и появление его можно, отчасти, обьяснить сильной тягой зодчего к родному искусству. Слитность этого зала с общей композицией центральной части плана, вместе взятая с оригинальностью замысла всего дворца в целом, по угаданпости сочетания площадей и плановых пятен, представляется нам особенно удачной; но исключительное внимание привлекает к себе соединение полукруглого зала с двумя соседними посредством пролетов с колоннами и пилястрами).
К этому надо прибавить, что казалось бы
, как итальянец, привыкший к яркому солнцу, мог ошибиться в расчете освещения дворца, между тем мы видим, что всо залы его, особенно парадные, освещены отлично, несмотря на затруднения, связанные с необходимостью иметь значительные плоскости стен для композиции фасадов. Это также изобличает в нем крупного художника, сумевшего найти должное соотношение между стенами, пролетами окон и глубиною комнат и давшего массы приятных пропорций, как для обработки фасадов, так и для внутренней отделки зал.Каждый из боковых корпусов разделяется на две равные части длинным корридором, освещенным только с торца и через вестибюль. Кваренги допустил это в полной мере в одном корпусе, в другом - корридор почти наполовину был короче благодаря Концертному залу, расположенному поперек его и освещенному с двух сторон. Во всяком случае эти корридоры производят довольно мрачное впечатление и не могут быть отнесены к удачным элементам композиции плана.
Уровень пола в вестибюлях I и IV подъездов понижен против пола в корридорах на четыре ступени, расположенных полукругом. Необходимо еще отметить отсутствие более или менее значительных лестниц во II-ой этаж; все имеющиеся— носят чисто служебный характер. II-й этаж предназначался для приближенных и им давалось, таким образом, в этом дворце только насущно необходимое. В общем весь план производит компактное впечатление своим силуэтом.
Второй и третий подъезды, соединенные двойной упрощенной колоннадой коринфского ордера, сочинены в целом по античному приему templum in antis, причем анты развиты настолько, что сами по себе уже представляют сложную композицию в виде портиков. Сильно отставленные столбы их с полуколоннами на лицевой стороне, связаны между собою и с антами, стоящими у стен, полуциркульными арками. Портики перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками над арками, обработанными снаружи архивольтами, а образованная колоннадой галлерея—системой продольных и поперечных балок, направленных с колонны на колонну и образующих ряд квадратных кессонов, обрамленных архитравом, фризом и нижней частью карниза (до спуска) наружного антаблемента. Самые плафоны кессонов обтянуты массивным профилем гуська.
Фронтоны простой формы, ничем не заполнены. Однако на чертеже фасада архитектора Петра Неелова показаны в этих фронтонах орлы в венках с широко раскинутыми лентами — мотив, не менее часто встречающийся в работах мастера. Были ли они когда-либо осуществлены — сказать с достоверностью трудно, но можно предполагать, что при наружном оштукатуривании дворца распоряжением Павла I, по всей вероятности, не были исполнены. На подлинном чертеже-варианте самого Кваренги, кроме названных украшений, нарисованы еще фигуры - по одной на вершинах фронтонов и по две со сторон их.
Лестницы перед I и IV подъездами, об одиннадцати ступенях из путиловской плиты, весьма значительных размеров.
Колоннада без фронтона и портики по бокам придают зданию тип сооружений, занимающих срединное место между храмом и домом, имя которым дворец. Впечатление гостеприимства центрального входа значительно усиливается приемом постановки колоннады в глубине cour d’homieur и в то же время тем самым, при посредстве открытого зала, достигается последовательный переход от парадных зал к парку. Такое решение задачи, исходящее из принципа постепенного раскрытия пространства, особенно логично при данных местных условиях — постановки здания в парке.
-итальянец настолько мощно подчинил местные данные, что в яркий солнечный день, стоя у входа в полукруглый зал и обращал взор на колоннаду и дальше, переживаешь очарование Италии и невольно вспоминаешь некоторые творении кисти Паоло Веронезе и с ними сравниваешь созерцаемое. Для получения такого соединения зал, Гваренги не остановился перед тем, чтобы поставить в плане почти рядом две служебные лестницы, разделив их только этим проходом. Правильность понимания этого входа в парадные залы, как наиболее торжественного, подтверждается лишний раз тем, что когда дворец был отстроен и Екатерниа II прибыла к Александру, то ее сначала угощали роскошным дессертом на площадке за колоннами, а потом провели через него, во внутренние помещения.
Зодчему удалось достичь тесной связи дворца с окружающей природой и использовать ближайшие и отдаленные перспективные виды. Это обстоятельство становится вполне очевидным когда центральный вход в дворец открыт, и перед стоящими в полукруглом зале стелется мраморная полоска открытого зала к колоннаде, за которой уже ширится между белыми стволами площадь парадного двора и дальше блестит зеркальная поверхность пруда среди изумрудных берегов и лугов, убегающих в тень насаждений; с другой — ему открывается сквозь большое окно-дверь вид на обширный «зеленый ковер», раскинутый между рядами дубов, и по мере того, как глаз скользит но ниспадающим вершинам деревьев вдаль, все более и более становится понятным стремление зодчего выступить ротондой в эту увлекательную и глубоко раскрытую часть парка.
Противоположный, парковый, фасад украшен полуротонды со сферическим куполом. Фасад с полуротондой имеет, как характерную особенность, тройные окна с раздельными столбиками в виде полуколонн римско-дорического ордера и с ответными им по сторонам пилястрами, поставленными в направлении глубины пролетов; над ними проходит фриз, увенчанный междуэтажным пояском-импостом, вместо карниза; над последним полукруглые тройные окна. В общем вся эта композиция включена в такие же пролеты, какие применены к обработке первого, второго, третьего и четвертого подъездов и, таким образом, являются связанными по формам и размеру с фасадом парадного двора. Эти окна, являясь излюбленным мотивом Кваренги, чередуются с обыкновенными, над которыми во II-м этаже, в части с парадными двухсветными залами, расположены ниши — фальшивые окна.
Менее удачны несколько уступов этого фасада, почти равных по размерам, и потому однообразных и скучноватых, но это объясняется изменениями плана, произведенными во время, постройки. Сама полуротонда имеет одно тройное окно посредине и по два обыкновенных по сторонам вправо и плево, чередование тройных и простых окон идет последовательно одно за другим. Расположенное по оси симметрии окно-дверь полуротонды двмя серого мрамора тупенями выводит на террасу кольцевой формы, выложенную серого и белого мрамора плитками, очерченными пересекающимися окружностями, проходящими через центр полуротонды. Со сторон террасы идут два концентричных пандуса, сходящих на общую площадку, сливающуюся непосредственно с шоссирован пой дорожкой; пантдусы выстланы длинными типа путиловских плитами, уложенными радиально. Террасу и пантдусы ограждает решетка между столбиками такого же рисунка, как решетка на эксплападе перед колоннадой.
Интересен вид из глубины аллеи («зеленого ковра»), расположенной по главной оси симметрии: она как будто создана для того, чтобы любоваться ротондрй под куполом. Между тем эта аллея существовала до построения дворца.
Внутренний двор между колоннадой и основным корпусом был первоначально вымощен мраморными плитами, что превращало его в открытый зал, однако позднее их заменили зеленым газоном. Александровский дворец прекрасно гармонирует с окружающим его пейзажным, так называемым английским, парком, раскинувшимся на обширной территории. Фасады здания отражаются в тихих водах прудов, окружающих его с трех сторон.: Фасадный, Кухонный, Детский.
У II и III подъездов, лестницы заменены парными скобовидными пантдусами (pent douce), устроенными симметрично по сторонам их и огражденными барьерами в виде стен, законченных круглыми тумбами. Такого рода пологие спуски дают возможность въезжать под портики экипажам, а живущим во дворце садиться в них, не выходя под открытое небо, что особенно удобно в сырую погоду и при выезде в каретах. Перед каждою дверью этих подъездов, кроме того, уложено но три ступени с закругленными концами.
Но высоте фасады ясно выражают два этажа: один - для владельца, доминирующего значения и второй — для приближенных и гостей второстепенного характера. Оба они поставлены на цокольный этаж - подвальный, предназначавшийся преимущественно для хозяйственных надобностей.
Над карнизом всех фасадов проходит баллюстрада между столбиками расположенными над простенками и колоннами. Кроме капителей колонн и пилястр, кронштейн, оконных и дверных сандриков и гладких двойных модульонов карниза, никаких других скульптурных украшений времени Кваренги снаружи не имеется. Некоторые части здания убраны до скупости бедно, но па этом фоне еще ярче и сильнее вырисовываются колоннада, подъезды и ротонда и, путем контрастов впечатлений, внимание созерцающего захватывается полнее и острее. Таким образом зодчий достиг цели простым сочетанием архитектурных масс и их пропорций и достиг блестяще.
Александровский дворец, несомненно, жемчужина во всем творчестве
и может быть причислен к ряду лучших произведений архитектурного искусства вообще.Слева от дворца в 1795-1796 годах
соорудил Кухонный корпус. 24 июля 1795 года Императрица, будучи в Царском Селе, повелела: “Дом Государя Великаго Князя Александра Павловича стараться как можно скорее привести к окончанию нынешним удобным к отделке временем, так чтобы к 1-му числу мая 1796-го года в оном жить Его Высочеству”.В роще, против юго-восточного угла дворца, был построен деревянный павильон-караулка. Чертеж его подписан Петром Неёловым, к сожалению, без даты.
Стоимость дворца с кухнями и службами определялась в 351 166 рублей, но сметы соблюдены не были, и сумма, в которую обошлось здание, превысила 690 000 рублей.
Работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова, а после его смерти в 1793 г. - на его младшего брата Петра Васильевича и Е. Т. Соколова.
По распоряжению от 22 мая 1795 года на колоннаде, очевидно, в пролетах наружного ряда был установлена решетка.
К весне 1796 г. дворец был приведен в состояние, пригодное для жилья, но наружные степы оставались неоштукатуренными до 1800 г. Своевременно теперь отметить, что Екатериной II в ее рескрипте Кащкину указывалось: Когда оное строение будет окончено, то без особого повеления нашего снаружи не штукатурить». Смерть помешала осуществить ей свое намерение. Только Павел I, спустя почти четыре года после ее смерти, дает распоряжение приступить к этой работе, но при нем она доведена до конца не была. Лишь при Александре I дворец принимает свой надлежащий вид. Столь значительный перерыв между окончанием постройки дома в общем и его наружной штукатуркой весьма интересен с точки зрения техники монументальных сооружений. За это время стены, оставаясь не заглушёнными, могли основательно просохнуть; обычная для наших грунтов и материалов осадка здания могла придти к концу. Как эти меры— последовательные, так и предварительные—для улучшения фундаментов —достаточно обусловили прочности строения: дворец в своих основных, капитальных частях не имеет до сих пор никаких заметных недостатков.
Каким тоном двоец был окрашен первоначально сказать с полной достоверностью трудно, однако можно предполагать, что покраска его была близка к современной, но лишь более интенсивного тона; такой ее можно видеть на акварели Т. Teichel 1858 года, изображающей дочь этого царя Марию катающейся по пешеходной дорожке вдоль озера на фоне заднего фасада дворца, если только, конечно, доверять, что она передает достаточно приближенно действительный тон и если последний существенно не изменялся при возобновлениях в период времени от первой покраски дворца до указанного выше года исполнения акварели. Приблизительно тот же тон покраски дворца виден и на двух акварелях Мейера. Одна изображает вид на него через Кухонный пруд, другая - вид с противоположной симметричной стороны. Обе акварели представляют дворец еще без металлических террас на углах и без террасы перед большой гостиной. В то же время на одной из них наблюдаем выход из подвального этажа для сообщения с кухонным флигелем; с южной стороны, над окнами 1-го этажа, — маркизы и в окнах II-го—жалюзи, на другой замечаем выходы из углового кабинета и комнаты соседней с ним. Окна—двери этих выходов занимают третий и четвертый пролеты от южного угла западного фасада левого бокового корпуса.
Первая дверь от угла вела в угловой кабинет Александра I. Над этими выходами, как будто по самой стене, рисуется фронтон с ленными украшениями, под ним—фриз с кругами. Дальше, но тому же боковому фасаду видна на легких чугунных колоннах терраса в форме полуротонды, перекрытой полуконической зеленой крышей; Как фронтон, так и терраса своими формами свидетельствуют, что они чужды творчеству Кваренги. С нескольких окон южного фасада и пары выходных дверей спускаются маркизы. От угла идет простая решетка, отделяющая Собственный садик.
Отделочные работы возобновились в 1809 г. под руководством архитектора Л. Руска. Столярные работы при постройке дворца вел Шпонгольц, в лепных делах рядчиком выступал Моклорд, живопись исполнял Делла Джиоколо. В последующей отделке и перестройке интерьеров участвовали известные архитекторы Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.
Внутри он был отделан в том же классическом стиле, что и снаружи и нарядно обставлен. Возле него, у юго-западного угла, был разбит и огражден решеткой небольшой собственный садик а также были устроены пруды с плотинами.
22 мая 1796 года (ст.с.) государыня императрица повелела:"В почивальне прибавить места на четверть для кровати; в фонарике в бане вынуть из купола стёкла; у обоих спусков ступеням не быть; цветного садика и решётки прибавить и осенью засадить; в уборной вставить зеркало в трюмо; на колоннаде устроить решётку; для Шуваловой сделать особую лестницу в садик; исполнять все приказания государя великого князя Александра Павловича и вести всему особый счёт, дабы после ассигновать на все таковые работы потребную сумму".
Сумма, в которую обошлось это сооружение, превышает 600.000 руб., а количество израсходованного на него кирпича исчисляется более чем 10.000.000 штук.
12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехал в Новый дворец.
Переезд «малого двора» в Новый дворец в июне этого года был отмечен сервированным на колоннаде дворца роскошным десертом, который почтила своим присутствием сама императрица.
Вот как описывает в своих записках графиня Головина один из первых дней жизни в новом дворце Великаго Князя Александра Павловича и Его Супруги:
«Великий Князь и Великая Княгиня были очень довольны своим дворцом; мои апартаменты были над апартаментами Великой Княгини и, находясь посредине здания, выдавались полукругом. Она могла разговаривать со мною, стоя у последнего окна перед углом. Однажды после обеда мы забавлялись этим, она сидела у своего окна, а я у своего, и мы долго беседовали. В это время Великий Князь и мой муж играли на скрипке в моей гостиной.
Императрица объявила Их Императорским Высочествам, что она после обеда посетит их в новом жилище. Прекрасный десерт был приготовлен в колоннаде, представлявшей нечто вроде открытой гостиной, со стороны сада, ограниченной двумя рядами колонн. С этого места открывается обширный и красивый вид. Затем вошли во внутренние апартаменты, Императрица села между Великой Княгиней и мной и сказала: «Я прошу вашего разрешения, Ваше Высочество, показать этим господам ваши комнаты». Так как это было воскресенье, то много было придворных лиц, между прочим, вице-канцлер граф Остерман и граф Морков».
«Как того требовали условия и высокое положение августейшего лица, которому предназначался Новый дворец, архитектор придал его формам величайшую красоту, соединив, в то же время, полезное с приятным для глаз. Эти нежные линии, эти гармоничные пропорции, эта умеренность орнамента, которыми так обогащено благородное здание, наблюдаются также и во внутренних частях, соответственно различным назначениям их, без нанесения ущерба удобству жилища при стремлении к великолепию и элегантности. Бросая беглый взгляд на план, видно, как хорошо распределены внутренние помещения. Из помещений, предназначенных для дневного пребывания князя, проходят в элегантнейшую большую залу, устроенную для дворцовых празднеств и развлечений — и на открытую террасу, откуда любуются бесконечными окрестностями императорской Царскосельской резиденции...» — писал Джулио Кваренги, сын архитектора, в предисловии к изданным им в 1821 году в Милане чертежам, оставшимся после смерти зодчего.