Кваренги Джакомо (Доменико) [1744—1817]
Дворец Юсуповых на Фонтанке. 1790-е
-
- Название Дворец Юсуповых на Фонтанке
- Год создания 1790-е
- Все работы автора Всего: 49
Описание
В 1790-х годах Николай Борисович Юсупов заключил договор с самым модным тогда в Санкт-Петербурге, любимым архитектором императрицы
. Обширный участок с садом и деревянным строением, возведенным еще в 1724 году, находился на самом берегу Фонтанки. Позднее, в середине ХVIII века на месте деревянного дома вырос каменный, решенный в пышных формах барокко. Главный его фасад был обращен к реке.Весь участок, вытянутый вдоль Фонтанки, уходил далеко вглубь, представляя собой в плане прямоугольник. За домом был разбит ухоженный регулярный сад с партерами, подстриженными деревьями, кустарником, газонами, цветниками. В саду были фигурные пруды и каналы.
В 1790-х годах архитектор
полностью перестроил и расширил дом, создав архитектурную композицию, объединенную совершенством художественного замысла.При коренной перестройке дворца
проявил виртуозное владение стилем классицизма. По красной линии набережной, вместо бывшей здесь ограды, архитектор возвел два жилых двухэтажных флигеля, разделенных аркой ворот. Эти флигели не имели оконных проемов с набережной Фонтанки, поэтому производят впечатление глухой ограды. (Сейчас замысел изменен - окна на Фонтанку существуют).Окна обращены и внутрь участка. В проеме ворот виден Главный фасад Дворца, выходящий на парадный дворик, имеющий форму полукруга. Дворик образован стенами служебных зданий, возведенных по радиусу к главному дому и начинающихся от флигелей. Оконные проемы служебных зданий выведены на сторону, противоположному парадному дворику. Так,
, расположив искусно служебные помещения, скрыл непараллельность главного дома линии набережной.сохранил стены прежнего хозяйского дома, но полностью уничтожил детели обработки фасада. Он ввел мотив лоджий, расположенных между центральным массивом здания и боковыми ризалитами, уравновесив т.о. его монолитную высокую часть.
Вместо обширного регулярного сада
создал пейзажный. Появились насыпные горки, руинные сооружения, естественно растущие деревья и кустарники. Усадьба полностью изменила первоначальный облик и приобрела иной художественный смысл.