Кваренги Джакомо (Доменико) [1744—1817]
Конногвардейский манеж. 1804—1807
-
- Название Конногвардейский манеж
- Год создания 1804—1807
- Все работы автора Всего: 49
Описание
Конногвардейский манеж построен в 1804–1807 годах по проекту архитектора
на углу Сенатской площади и Конногвардейского бульвара. Во врея его строительства на месте бульвара существовал Адмиралтейский канал. Проект реализовывал архитектор Гирше. Парадная лестница манежа выполнена из сердобольского гранита.Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года. До появления Исаакиевского собора и засаженного деревьями Александровского сада он играл большое значение в перспективе Сенатской площади.
Главный вход в здание украшен барельефом, изображающим конные состязания. Здесь же в 1810–1811 годах установлены копии римских античных статуй Диоскуров. Их автор Паоло Трискорни, выполнивший и украшающие здание барельефы. Изготовлены они в Италии в 1810 году, являются уменьшенными копиями античных Диоскуров, стоявших у Квиринального дворца в Риме. Статуи изображают мифических близнецов Кастора и Полидевка, сыновей Зевса и Леды, олицетворявших братскую любовь и преданность и потому отображавшихся всегда вместе, зеркально отображёнными.
Статуи Диоскуров не были выполнены в указанный в контракте срок. Первое время Конногвардейский манеж был украшен мраморными кентаврами. К августу 1816 года Диоскуры прибыли в Кронштадт. И только в 1817 году, после реставрации повреждённой при перевозке одной из фигур, они были открыты для всеобщего обозрения у входа в манеж.
Постоянными посетителями манежа были царские особы. Существовала легенда о подземном ходе, якобы связывавшим Зимний дворец и манеж.
В 1837 году на фронтонах Конногвардейского манежа установили барельефы работы Д.И. Иенсена.
В 1840-х годах капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с храмом обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа, рядом с казармами Конногвардейского полка. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году. Диоскуры являлись предметом изучения для скульптора Аничкова мостаУкротители коней. Скульптурное оформление Аничкова моста. 1841Бронза.
. Он работал с ними перед созданием своих знаменитых скульптурных группБлагодаря большим размерам помещения Конногвардейского манежа использовались для выставок. 19 сентября 1850 года Вольное Экономическое Общество демонстрировало здесь русским земледельцам жатвенные машины, локомобили и молотилки.
Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать соседним ампирному зданию Сената и Синода, перестроенному зданию Адмиралтейства. В 1872–1873 годах фасад здания был частично скорректирован архитектором Д.И. Гриммом, опиравшемся на первоначальные нереализованные задумки
. Тогда боковые фасады манежа были украшены парными трёхчетвертными колоннами, его фронтон украсили статуи.Кроме выставок в Конногвардейском манеже проводились и концерты. В 1886 году здесь давал представление знаменитый Иоганн Штраус. Для этого в зале оборудовали 900 нумерованных кресел, помещение украсили и задрапировали при помощи 1800 аршин ткани. В программу концерта были включены «Конногвардейский марш» и вальс «Петербургские дамы».
В 1930-х годах Конногвардейский манеж переоборудовали по проекту Н.Е. Лансере под гараж. В 1954 году статуи Диоскуров вернулись на своё исконное место перед главным входом. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга. Выставочным целям это здание служит по сей день.