Кваренги Джакомо (Доменико) [1744—1817]
Мальтийская капелла. 1798—1800
-
- Название Мальтийская капелла
- Год создания 1798—1800
- Все работы автора Всего: 49
Описание
Мальтийская капелла – одна из самых известных и привлекательных храмовых построек
в Петербурге, сохранившихся до наших дней. История ее строительства и существование напрямую связаны с Мальтийским орденом и его пребыванием в России. В этом здании воплотились основные приемы и архитектурные идеи . Однако в существующей довольно обширной литературе ей уделено немного места, как, впрочем, и церковному строительству зодчего в целом. гордился этой постройкой и гравировал некоторые листы еще при жизни в числе лучших своих работ.В бывшем Воронцовском дворце на Садовой улице
построил две церкви – греко-православную и католическую. Для католической капеллы он возвел отдельное здание с восточной стороны главного корпуса дворца, композиционно расположив ее по центральной оси усадьбы.Мальтийская капелла не похожа на церкви, созданные архитектором ранее. Что же могло послужить отправной точкой для архитектурного решения капеллы? Аналогом небольшой компактной в плане Мальтийской капеллы может служить церковь Санта-Мария дель Приорато на вилле Мальтийских рыцарей в Риме, построенная в 1765 году архитектором Джованни Баттиста Пиранези. Однако сам архитектор ссылается на другой источник: «10 книг об архитектуре» Витрувия, книга пятая, где приводится описание знаменитой Базилики в Фано Витрувия, – идеального здания, не сохранившегося до Нового времени и известного только по его описаниям.
создал, как минимум, два проекта капеллы, из которых, в конце концов, осуществлен был наименее дорогой. В осуществленном варианте зодчий вписывает объем храма в уже существующий корпус, разобрав и перестроив бывшую на этом месте одноэтажную постройку с открытой галереей, выходившей в сад. Фасад со стороны двора выглядит очень строгим. На нём отсутствуют статуи, фриз, портик практически сливается со стеной.
Однако первоначальный вариант храма заметно отличается от воплощенного в жизнь проекта. Судя по имеющимся чертежам, вариантов первого проекта тоже было два. Согласно первоначальному плану
встраивает капеллу почти не затрагивая существующего здания , вынося во внутренний двор лишь портик; основной объем капеллы выступал в сад, а нартекс был обустроен в старой пристройке. Базиликальный план с тремя нефами был определен с самого начала. В предварительном варианте зодчий предполагал расположить абсиду во всю ширину здания, украсив ее колоннадой из 8 круглых в сечении колонн. Этот вариант первого проекта богаче декорирован и выглядит гораздо торжественнее, что и соответствует назначению храма. Большое внимание архитектор уделил и портику – главному входу в капеллу. Аналогии портиков можно найти как у самого Андреа Палладио, так и у его последователей, в том числе в многочисленных портиках построек самого . Именно этот первый неосуществленный вариант наиболее полно воплотил в себе палладианские черты. Но самое интересное, что предполагал совместить базилику с куполом. Вероятно, купол, как и в Римском Пантеоне, должен был освещать внутреннее пространство. Таким образом, от базилики Витрувия этот замысел отстоит гораздо дальше. Возможно, архитектор пытался воплотить здесь нечто совершенно новое, интересное по архитектурному замыслу и воплощению.Е. Орехова