Маковский Константин Егорович [1839—1915]
Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года. Отец будущего художника, Егор Иванович, был художником-любителем. При его участии в Москве был открыт первый натурный класс, впоследствии превратившийся в Московское училище живописи и ваяния. В доме Маковских постоянно бывали художники, артисты, писатели, в том числе К. Брюллов и В. Тропинин. Егор Иванович привил всем своим детям любовь к искусству. Дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, все стали художниками. "Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу", — писал К.Маковский.
Когда Константину было двенадцать лет, он поступил в Московское училище живописи и ваяния. Академия художеств в 1857 году присудила ему за этюд с натуры малую серебряную медаль. Юношу считают подающим большие надежды. В 1858 году Маковский по настоянию отца едет в Петербург и поступает в Академию художеств. В 1860 году на выставке в Академии художник представил картину "Исцеление слепых Христом после изгнания торговцев из храма", а через год — программную картину "Харон перевозит души через Стикс". Эти работы Маковский представлял на Малую золотую медаль, но не получил ее. Зато следующая его картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» была отмечена этой наградой, и Маковского допустили к конкурсу на Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу за счёт Академии. Но в 1863 году произошёл знаменитый "бунт четырнадцати": четырнадцать соискателей на Большую золотую медаль во главе с И. Крамским демонстративно покинули Академию, отказавшись писать программную работу на заданную Советом Академии тему "Пир в Вальгалле". Академисты потребовали, чтобы им позволили самим выбирать тему для картин, но их просьбу Совет с негодованием отклонил, и художники, в том числе Маковский, вышли из Академии, получив только лишь звание классного художника второй степени по исторической и портретной живописи.
Сразу после этого Маковский вступил в организованную И. Крамским Артель художников, но состоял в ней недолго. Будучи ещё в Академии, он написал за один сеанс портрет Александра II для русского посольства в Лондоне, и этим завоевал определённую известность. Внимание к молодому художнику со стороны императора способствовало быстрому успеху его работ. На Маковского посыпались заказы на портреты. Он делает огромное количество заказных портретов людей, приближённых к императору — графа Н.Н. Муравьева-Амурского, графа В.А. Адлерберга, герцога Н.М. Лейхтенбергского и др. Маковский становится одним из самых популярных в России портретистов, мастером светского заказного портрета. Сам художник с лёгкой иронией писал об этом периоде своего творчества: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей".
В 1866 году Маковский женится на артистке драматической труппы Императорских театров Е.Т. Бурковой. В их доме собираются известные музыканты, певцы, композиторы содружества «Могучая кучка». Маковский с увлечением пишет сценки из жизни простонародья — «Швея» (1861), "Селёдочница" (1867, ГРМ), «Вдовушка» (1865, ГРМ), «Разговоры по хозяйству», «Маленькие шарманщики у забора зимой» (1868, частное собрание). Эти произведения, хотя вроде бы и изображают жизнь, имеют явственный налёт сентиментальной красивости. Маковский вырабатывает собственный стиль изображения идеального типа человека из народа, что особенно проявляется в изображении женских и детских головок. В 1867 году за картины "Селёдочница", "Бедные дети" и несколько портретов Маковский получает звание академика.
Лучшей картиной раннего периода признана "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869, ГРМ). Художник удостоился за неё звания профессора Академии. Её отправили в 1872 году на Всемирную выставку в Лондон, где она имела большой успех.
В последующее десятилетие Маковский принимает активное участие в жизни Товарищества передвижных выставок. Он пишет в основном картины бытового жанра: "Дети, бегущие от грозы" (1872, ГТГ), "Деревенские похороны" (1873, у К. Солдатенкова в Москве).
В 1876 году Маковский едет в Египет, а после посещает Сербию и Болгарию. Пёстрый быт восточного Каира очаровывает художника. Он создаёт множество красивых этюдов и зарисовок по этой теме. Итог поездки - два больших полотна "Перенесение священного ковра в Каире" (1875, Государственная картинная галерея Армении) и "Болгарские мученицы" (1876, Государственный художественный музей БССР). "Болгарские мученицы" признана лучшей картиной художника. Картина освещает события русско - турецкой войны.
В 80 - 90-е годы Маковский отошел от передвижников и стал устраивать свои персональные выставки. Он создаёт ряд исторических картин из жизни боярской Руси XVII века. В них он с большой любовью подробно воссоздаёт яркий быт, костюмы того времени, утварь, и благодаря этому его произведения пользуются большим успехом как в России, так и на международных выставках. В 1883 году он выставляет картину "Боярский свадебный пир в XVII столетии", которая была вскоре куплена в Америку. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины "Смерть Ивана Грозного" (1888), "Суд Париса" и "Демон и Тамара" получил золотую медаль I класса. Иностранным коллекционерам полюбились работы Маковского на древнерусскую тему с их экзотическим пёстрым антуражем.
Кульминацией в жанре исторической живописи художника стала огромная картина "Минин на Нижегородской площади". Несмотря на немолодой уже возраст, художник с юношеской энергией работает над полотном, делает много эскизов, проводит археологические изыскания. Картина была написана для Нижегородской всероссийской выставки 1896 года и передана в дар городу.
В 1915 году художник стал жертвой несчастного случая: пролётка, в которой он ехал, столкнулась с трамваем. К. Маковский скончался в Петербурге и погребён в Александро-Невской лавре.