Малевич Казимир Северинович [1978—1935]
Голова крестьянской девушки. 1913
-
- Название Голова крестьянской девушки
- Год создания 1913
- Материал Холст, масло
- Собрание Городской музей Амстердама (Stedelijk Museum) Музей Стеделек
- Все работы автора Всего: 242
Описание
Крестьяне
, словно составленные из выгнутых листов жесткого, с металлическим отливом материала, при всей своей схематичности первоначально обладали узнаваемыми формами реальных мужских и женских фигур. Грубо вырубленные головы и мощные тела чаще всего размещались в профиль; персонажи, изображенные в фас, впечатляли монументальной застылостью черт. Крестьянские физиономии явно хранили воспоминания о сумрачных ликах церковных образов. Вместе с тем, «иконописные» головы крестьянок, молящихся в храме, или лицо деревенского косаря, торжественно предстоявшего на пылающем красном фоне, удивительным образом сочетали каноническую болыпеглазость и обобщенность внеиндивидуальных черт с трехгранными носами и экзотической окраской лиц. Эти острые живописные ходы напоминали о масках Полинезии и негритянских идолах, вдохновивших Пикассо и Брака на кубистические эксперименты.В замыкавших крестьянскую серию полотнах — «Женщина с ведрамиЖенщина с ведрами. 1912Холст, масло, 80,3 х 80,3Музей современного искусства» (1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Утро после вьюги в деревнеУтро после вьюги в деревне. 1912Холст, масло, 80.7 x 80.8Музей Соломона Гуггенхайма Нью-Йорк США» (1912, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Голова крестьянской девушки» (1913, Стеделик музеум, Амстердам) — цилиндры и конусы, еще напоминая о породивших их человеческих фигурах и бытовых сюжетах, все более и более обособлялись, начинали вести самочинную жизнь. Формировался новый художественный строй картины: она была призвана воздействовать на зрителя уже не фабулой, темой, а прежде всего выразительной игрой живописных элементов. Они подчинялись собственной пульсации, собственной логике в пространственном расположении, рифмуясь или контрастируя друг с другом. Композиция тяготела к сложной пластической партитуре, насыщенной ритмическими повторами, неожиданными столкновениями или мягкими созвучиями красок, оттенков и линий.
Дальше всего Малевич пошел в «Голове крестьянской девушки». Он смело уравнял по цвету, по фактуре и фон, и лицо, и платок, и одежду, разложив их на строгие геометрические фигуры и снова собрав в условное изображение — ничто не должно отвлекать внимания от постижения живописных вариаций, виртуозно обыгрывающих продуманные сочетания конусообразных элементов, сформированных как бы из единого красочного замеса.
Так, весьма своеобразно были претворены
уроки французского кубизма — расчленение образов видимого мира на составные геометризированные части и последующее созидание из них картины, отрешенной от натуралистического воспроизведения реальности и претендующей на самостоятельное значение.