Малевич Казимир Северинович [1978—1935]
Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В.Клюна). 1913
-
- Название Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В.Клюна)
- Год создания 1913
- Материал Холст, масло
- Размер 70 x 112
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 242
Описание
Внешность
— правильные черты благолепного лица, обрамленного русой бородой и усами, — начиная от Эскизов фресковой живописи превратилась для в своеобразный канон, тяготевший не к лицу, но лику. Подспудно здесь сказалось, надо думать, и личность Клюна, истово верующего человека. Следующий Портрет Ивана Васильевича Клюнкова (1912) впервые был выставлен Малевичем на Пятой выставке «Союза молодежи» в Санкт-Петербурге и воспроизведен в журнале Огонек (1913, № 1).Знаменательно, что в 1927 году в Берлине он экспонировался под названием Православный (авторская надпись на обороте) — после этой выставки картина была утрачена.
Иконографические черты Портрета Ивана Васильевича Клюнкова (Православного) легли в основу кубофутуристического шедевра АвтопортретАвтопортрет с пилой. 1914Холст, масло, 71 х 62Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина»
, «Усовершенствованного портрета строителя» (Портрет И.В. Клюна), написанного в 1913 году. Помимо живописного создал нескольких графических вариантов портрета. Очевидно, этот образ отвечал какому-то глубинному самоощущению, самоосознанию Клюна, поскольку в его собственном творчестве также появился кубофутуристический «(1915-1922), использовавший элементы, детали, атрибуты репрезентативной картины
: пилу, срубы.В постсупрематическом творчестве
лик-лицо Клюна трансформировалось в Голову крестьянина, схематизированное до базисных черт изображение, не скрывающее своего следования иконописным прообразам.