Мартос Иван Петрович [1754—1835]
Памятник Минину и Пожарскому. 1812—1818
-
- Название Памятник Минину и Пожарскому
- Год создания 1812—1818
- Материал Бронза
- Все работы автора Всего: 23
Описание
С 1804 года начинается длительная работа скульптора над созданием для Москвы памятника Минину и Пожарскому, памятника, которому суждено было стать не только наиболее значительным произведением
, но и одним из величайших, подлинно бессмертных творений русского искусства.Замысел этого произведения отразил глубокое патриотическое воодушевление широких народных масс и передовой части русского общества. Сама мысль о создании этого монументального памятника зародилась среди членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Именно оттуда исходила идея, поддержанная
, представить главным действующим лицом не Пожарского, а Кузьму Минина, как представителя народа.Конкурс, разные стадии работы над памятником и, наконец, отливка его из бронзы широко освещались в русских газетах и журналах того времени; средства на сооружение памятника собирались по общенародной подписке.
Основная идея памятника приобретала все большее общественно-патриотическое значение и актуальность в ходе развивающихся исторических событий — первых столкновений России с Наполеоном и особенно Отечественной войны 1812 года.
До нас дошли волнующие описания того, с каким воодушевлением встречал народ отлитый из бронзы памятник Минину и Пожарскому, когда его везли из Петербурга в Москву водным путем через Нижний Новгород (родину Минина).
Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года.
Установленный на Красной площади памятник Минину и Пожарскому представляет собой колоссальную скульптурную группу, помещенную на строгом гранитном пьедестале прямоугольной формы, в который с двух сторон вделаны бронзовые барельефы. Кузьма Минин, указывая простертой рукой на Москву и призывая к спасению Отечества, вручает Пожарскому боевой меч. Принимая оружие, Пожарский следует призыву Минина и, придерживая левой рукой щит, поднимается со своего ложа, на котором возлежал после полученных ранений. Главенствующим, центральным образом в группе является Кузьма Минин, могучая фигура его явно доминирует. Широкий, свободный взмах руки народного героя навсегда запечатлевается в памяти всех, кто хоть раз видел это замечательное произведение.
Свой окончательный, классически завершенный вид памятник принял далеко не сразу. Например, в раннем варианте группы и Минин и Пожарский были изображены в рост. Рисунок-эскиз
1809 года также имеет ряд отличий от окончательного вида как самой группы, так и переднего барельефа. В процессе работы над малыми и окончательной моделями памятника (работа продолжалась, очевидно, вплоть до самой отливки) достигал все большей идейно-художественной выразительности, образы приобретали у него все большую силу, естественность, простоту. Заметно усиливались национальные черты героев (в лицах, в одеждах). Традиционный для монументальной скульптуры того времени античный шлем, например, был заменен древнерусским.В работе скульптора над данным произведением отразился общий для русского искусства, и в частности для монументальной скульптуры, процесс демократизации и укрепления реалистических начал. В этом отношении памятник Минину и Пожарскому Мартоса является следующим этапным произведением русской монументальной скульптуры после памятника Суворову, созданного
на рубеже XIX века.Идейная глубина этого произведения
, его народность определялись в первую очередь высоким национально-патриотическим содержанием. Содержание памятника Минину и Пожарскому, заложенные идеи гражданского долга и подвига во имя Родины как нельзя более отвечали делам и чувствам русского народа.Огромной заслугой
было то, что он сумел воплотить эти идеи в простых, доступных народному пониманию образах, в ясной художественной форме.Несмотря на то, что скульптор не ставил своей задачей воссоздать со всей точностью внешний облик русских людей XVII века, он все же достаточно определенно подчеркнул сильную простонародную фигуру Минина, одетого в русскую рубаху и штаны. Тщательно и верно воспроизвел
древнерусские доспехи Пожарского: островерхий шлем и щит с изображением Спаса. Главное же, — и это является определяющим качеством данного памятника — с удивительной силой сумел передать героическое начало: огромную внутреннюю стойкость обоих героев и их непоколебимую решимость встать на защиту родной земли.В своем произведении
поистине гениально сумел решить сложнейшую для скульптора задачу объединения стоящей и сидящей фигур в колоссальной монументальной группе, установленной на открытом месте и рассчитанной на самые различные точки зрения. Памятник был установлен прямо против Кремля, несколько ближе ко вновь отстроенным после пожара Москвы Торговым рядам (в настоящее время, будучи передвинут на новое место, памятник этот стоит на Красной площади у храма Василия Блаженного).Поднимавшегося к Красной площади со стороны Охотного ряда, прежде всего привлекал внимание силуэт могучей фигуры Минина. Подходя ближе, зритель видел сбоку всю его крепкую, мускулистую фигуру с упруго-напряженным, напоминающим взмах крыла жестом простертой вперед правой руки. Основная точка Зрения на памятник открывалась со стороны Кремля, откуда становилась понятной вся сцена: пришедший к Пожарскому Минин горячо убеждает его выступить на освобождение Москвы. Тревожно поднятое кверху лицо Пожарского и движение его руки, берущей меч, говорят о том, что призыв Минина принят. Обходя памятник дальше, с правой стороны можно заметить, что фигура Пожарского, опирающегося на щит, уже как бы поднимается навстречу Минину. Сложный пространственный разворот фигур, умелое композиционное решение группы делают ее выразительной не только с основной, фронтальной точки зрения, но даже и с противоположной, откуда, в частности, хорошо видны правая, берущая меч рука Пожарского и лежащий подле него боевой шлем.
В памятнике Минину и Пожарскому нет ничего лишнего. Меч, символизирующий единство героев, становится центром всей композиции. Поднятая рука Минина с предельным пафосом выражает душевный порыв героя, его твердую решимость идти на подвиг. Как верно заметил один из исследователей, рука Минина, связывающая замкнутый объем скульптурной группы с широким пространством Красной площади, направляя внимание зрителя к Кремлю, в то же время вновь возвращает его взгляд к скульптурной группе. Последнее достигается в основном благодаря тонко найденному легкому наклону вниз кисти простертой руки Минина.
Из рельефов памятника Минину и Пожарскому особенно удачен тот, который помещен на передней стороне постамента. Изображена сцена сбора народных пожертвований нижегородцами на нужды обороны. Крайним справа представлен пожилой мужчина, приведший своих двух сыновей в качестве воинов ополчения; имеются указания, что над образом пожилого мужчины работал любимый ученик
, который и придал лицу этого персонажа портретные черты самого . Как для статуй Минина и Пожарского, так и для персонажей рельефов характерно своеобразное сочетание русских и античных одежд, национальных и классически-обобщенных черт в лицах героев.