Мешков Василий Никитич [1868—1946]
Народный художник РСФСР (1943). Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1882—89), где под руководством Е. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и особенно В. Д. Поленова сформировалось его реалистическое искусство. С 1891 Мешков примкнул к передвижникам. Писал главным образом портреты, с большим мастерством передавая индивидуальные психологические черты человека, раскрывая его социальный облик («Автопортрет», 1884, портреты А. С. Перфильевой, 1889, старухи, 1897, Ф. И. Шаляпина, 1907, хирурга П. И. Постникова, 1911, и др.). Портреты Мешкова отличаются острым и точным рисунком, выразительной лепкой лица. Многие из них исполнены сангиной, замечательным мастером которой был Мешков. Одновременно Мешков выступал как жанрист («Зубоврачевание», 1891, «Вечерняя серенада», 1893, «Ослепший художник», 1898, и мн. др.) и автор отмеченных тонкой наблюдательностью пейзажей («Стынет», 1898, и др.). С 1917 начинается новый подъем искусства Мешкова; оно наполняется новым содержанием. Мешков исполняет ряд портретов (П. П. Чистякова, Л. В. Собинова, 1917), пишет этюды для картины «Похороны В. И. Ленина». В 1922 Мешков вступил в АХРР. С особым вниманием Мешков работает над портретами деятелей коммунистической партии. Он пишет исполненные большой внутренней силы портреты С. М. Буденного и В. Р. Менжинского (оба 1927). В начале 1930-х гг. работает над портретами И. В. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, К. Е. Ворошилова. Глубокой правдивостью и теплотой отличаются портреты М. И. Калинина (1929) и его матери М. В. Калининой (1930). В 1924 Мешков пишет портрет К. Цеткин, а в 1930-е гг. создает портреты К. Маркса и Ф. Энгельса. Мешков часто обращался и образам деятелей советской культуры (портреты В. И. Качалова и И. М. Москвина, оба 1932), рабочих, красноармейцев. В последние годы много работал над пейзажем. Важную роль в истории советского искусства Мешков сыграл как талантливый педагог. Мешков был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.