Монферран Август Августович [1786—1858]
Выдающийся архитектор и рисовальщик первой половины XIX века. Родился во Франции, в небольшом местечке Шайо, предместье Парижа (департамент Сены). Француз по национальности, Монферран прожил в России 42 года. Именно здесь он создал произведения, вошедшие в историю русского и европейского зодчества.
Уже в 1814 году, когда русские войска вошли в Париж, среди парижских архитекторов, преподнесших императору Александру 1 свои проекты, был и Монферран. Сегодня в отделе графики Государственного Эрмитажа хранится красная с золотым тиснением папка с рисунками размером 12x52 см с надписью: "Разные архитектурные проекты, представленные и посвященные Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I Августом Монферраном, членом французской Академии архитектуры. Париж. Апрель 1814г.
Блестящая карьера Монферрана в России вызывала зависть, особенно накалял обстановку архитектор А.Модюи, распустивший слухи о якобы незаконном ношении Монферраном ордена Почетного легиона, а также об отсутствии у него архитектурного образования.
Французский посол граф де ла Ферроне пригласил к себе Мо-дюи и Монферрана, чтобы установить истину. Монферран передал послу удостоверение об окончании Королевской специальной школы архитектуры в Париже, а также изложил обстоятельства своего награждения, сообщив при этом, что документы во время войны были им потеряны.
В записке Монферран указал, что в 1806 году он поступил на военную службу конным стрелком, а после участия в итальянской кампании получил чин сержанта, однако вскоре из-за ранений в голову и бедро покинул службу.
По утверждению Монферрана, вторично ему пришлось надеть мундир в 1813 году, когда он был назначен старшим сержантом полка почетной гвардии и, сформировав 1-ю Версальскую роту, присоединился к армии под Дрезденом. В сражении при Арно он отличился, и за боевые заслуги был награжден.
На запрос посольства Военное министерство Франции ответило, что "в поименном реестре ордена Почетного легиона сведения о Рикаре де Монферране отсутствуют", но в документе была оговорка о том, что в военное время декреты часто пропадали. В этом случае письменное объяснение Монферрана не могло служить основанием, подтверждающим его награждение, и ношение ордена ему запретили.
Однако радость недоброжелателей была непродолжительной: менее чем через год были получены документы, в настоящее время хранящиеся в ЦГАЛИ, свидетельствующие о том, что он действительно был награжден орденом Почетного легиона.
Монферран часто получал заказы в аристократических кругах на проектирование и строительство. Так, им построены дача графа Милорадовича, павильоны в пригородах Петербурга, здания в Екатерингофе - вокзал, готический павильон, Ферма и другие парковые сооружения. Монферрана привлекают как эксперта-специалиста в области архитектуры и строительной техники к участию в государственных комиссиях. Но все это происходило на фоне основной его работы - строительства Исаакиевского собораИсаакиевский собор. 1818—1858.
С 4 мая 1826 года Монферран входит в специальную комиссию, созданную для рассмотрения проекта храма Христа Спасителя в Москве. В том же году комиссии по строению Исаакиевского собораИсаакиевский собор. 1818—1858 поручается обследовать и организовать работы по возведению храма на Воробьевых горах в Москве. Большую роль в этой работе сыграл Монферран.
В 1826 году архитектор получает заказ на переделку части помещений Зимнего дворца. Этот заказ позволил ему проявить себя блестящим художником-декоратором.
Спустя год Монферран исполняет серию рисунков для оформления заказов Большого Фельдмаршальского и Петровского залов в Зимнем дворце. Убранство парадных залов Зимнего дворца было закончено в 1833 году, но пожар 1837 года полностью уничтожил отделку этих помещений.
Особое место в творчестве Монферрана занимает Александровская колонна - лучший триумфальный памятник XIX века, воздвигнутый в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.
При создании Александровской колонны творческие замыслы архитектора не связывал комплекс функциональных, технических, производственных и художественных условий. Он решал в основном художественно-творческую задачу. Работа несколько облегчалась тем, что еще в античности было найдено принципиальное композиционное решение колонны-памятника. Монферрану оставалось лишь выбрать и художественно проработать один из вариантов.
Учитывая сложившийся ансамбль площади, Монферран понимал невозможность установки скульптурного памятника. Архитектор спроектировал колонну из гранитного монолита высотой 26,5 метра. Стоящая на монументальном пьедестале в центре площади колоссальная колонна из темно-красного финляндского гранита увенчана римско-дорической с иониками и бусами капителью. Наверху на полусфере установлена бронзовая статуя, изображающая ангела. База колонны и пьедестал облицованы бронзой. Сооружение покоится на темно-красном стилобате с тремя ступенями. Цвет камня гармонирует с темно-зеленой патинированной бронзой. Изысканные пропорции колонны с трудом допускают мысль о том, что ее нижний диаметр больше 3,5 метра. Шедевром литейного искусства являются бронзовые барельефы пьедестала с орнаментированными архитектурными профилями; база и подножие колонны украшены гирляндами.
Легкость, классическая уравновешенность и пропорциональность всех частей колонны придают ей ту простоту, которая делает все сооружение стройным и величественным.
Монферран сориентировал колонну так, чтобы она имела наилучшую точку восприятия из окон Зимнего дворца. Это определило ее эффектную установку на фоне полукружия здания Главного штаба, разорванного в центре пролетом величественной арки. Ритмические вертикали колонн фасада здания как бы подчеркивают основной композиционный мотив монумента.
Заслуга Монферрана состоит в том, что он, тонко понимая классическую архитектуру, сумел дать оригинальное решение. Он показал большие технические познания, строительный опыт, необходимые для сооружения этого интереснейшего памятника.
Александровская колонна, бесспорно, обладает большими художественными достоинствами и является лучшим творением О.Монферрана. Ее создание заставило надолго умолкнуть завистников и недоброжелателей выдающегося архитектора.
Однако главным делом своей жизни он считал возведение Исаакиевского собораИсаакиевский собор. 1818—1858. Сорок лет О.Монферран оставался бессменным руководителем строительства, отдавая ему свою энергию и силы.
С конца 1826 года, когда Монферран был официально утвержден главным архитектором по строению Исаакиевского собораИсаакиевский собор. 1818—1858, на чертежах и деловых документах рядом с подписью он стал ставить свою личную печать - овал с изображением портика и змеи. Внутри, по краю овала - надпись: ML'ar-te de SMT des travaux de l'Eglise d'Isaac" ("Архитектор Его Императорского Величества, строитель церкви Исаакия").
И действительно, Монферран, создатель целой архитектурной школы, вошел в историю зодчества как автор и строитель Исаакиевского собораИсаакиевский собор. 1818—1858.
В России Монферран получил возможность совершенствовать свое мастерство архитектора. Природный талант, умение завоевывать расположение не только подчиненных, но и придворных и самого императора обеспечили ему успех. 30 мая 1858 года состоялось открытие собора. Вскоре после этого Монферран заболел воспалением легких и через несколько дней скончался. Архитектора похоронили во Франции.
Заслуги Монферрана были признаны Российской Академией художеств, Академией Святого Луки в Риме, Королевским институтом Африки в Руане. Кроме русских орденов, перечисленных в послужном списке, Монферран награжден орденами Франции, Пруссии, Швеции, Большой золотой медалью папы римского.