Никитин Иван Никитич [1680—1742]
Петр I на смертном ложе. 1725
-
- Название Петр I на смертном ложе
- Год создания 1725
- Материал Холст, масло
- Размер 37 x 54
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 16
Описание
В январское утро 1725 года
был введен в комнату первого Зимнего дворца, где на своей постели лежал умерший Петр I. Можно представить то волнение, с которым остановился перед этим смертным ложем: Петр был для художника не только державным преобразователем всей России, но и человеком, ведшим его своей рукой от классов «артилерной школы» до Венецианской и Флорентийской академий и до блестящего расцвета в Петербурге в 20-х годах. Теперь пенсионер Петра писал его последний портрет.Главное внимание
сосредоточил на голове умершего. В ее изображении ощущается не только умение точно зафиксировать в последний раз черты умершего. Никитин сделал больше: он передал в каждом мавке свое искреннее волнение, свое глубокое чувство и уважение к усопшему, сознание величия его исторической роли. Портрет является прекрасным произведением, сохранившим потомству подлинно художественный облик усопшего Петра, а не только протокольное описание его внешних черт. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. Наоборот, они придают портрету особую выразительность. Никитин отметил складки на переносице мак бы от (напряженной думы, несколько утомленно подняты брови И чуть искривлен рот, лицо приобрело выражение сдержанной горечи; припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. Петр лежит мертвым, но несущим отражение большой жизни. воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой — «смерть героической личности».было дано немного времени, ему надо было спешить. Он широко использовал те возможности, которые ему давал холст, протертый красно-коричневой краской. Ее тон исполизовал для теней, не покрывая их особо: красно-коричневая подготовка видна на шее, на теневой стороне складок рубахи. Он писал в широкой манере, не заглаживая поверхности красочного слоя, оставляя ясно следы своей работы кистью. Его мазки на поверхности портрета то резко пересекаются, то продолжаются, пока хватало коаски на кисти, не отрывающейся от холста. Так написаны подушка, сорочка, мантия, но с не меньшей энергией и смелостью написана и голова. писал сразу, без поправок, и светлым по темному — прием, требующий большого умения. Исключительная уверенность художника в исполнении поражает; у него нет заботы о том, как писать: его кисть идет сама и свидетельствует о длительном опыте, о большом профессиональном мастерстве.
Лишь несколько десятилетий отделяют этот портрет от парсун с их примитивным и условным изображением человека. Только за годы деятельности Петра I и при его ближайшем участии смог развиться такой живописец, как
. Своими портретами и особенно этим портретом умершего Петра он наглядно доказал, как велики были успехи молодой реалистической живописи, сменившей древнюю иконопись, какие широкие перспективы в изображении действительности раскрылись перед русскими художниками. Его портреты Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека, но и позволяют почувствовать историческую роль и величие его государственной деятельности.