Переплетчиков Василий Васильевич [1863—1918]
Василий Васильевич Переплетчиков обладал острым умом, наблюдательностью и был несомненно ярко одарен. Его способности в самых различных областях изобразительного искусства (он занимался живописью и графикой), литературы (он писал прозу и стихи), его энергия и инициативность в устроении художественной жизни (он организовывал выставки, участвовал в создании новых объединений и т.д.) не давали ему возможности остановиться на чем-нибудь одном, чтобы посвятить себя избранному роду занятий наиболее целеустремленно и полно. Создается впечатление, что он может быть даже не стремился заключить свои интересы в какие-либо рамки рационального самовыражения. Его занимало все: и новые течения в живописи, и возможность проявить себя в качестве очеркиста, и осуществление такой извечной мечты человека, как тяга к путешествиям.
В каждой области, которой В.В. Переплетчиков занимался, он был известен, и в то же время в конце XIX — начале ХХ столетия были художники, литераторы, путешественники более авторитетные, прославившие себя делами куда более значительными. Однако может быть никто из них не обладал тем комплексом дарований, желанием разнообразных свершений, которым наделен был Переплетчиков — один из самых ярких участников художественной жизни предреволюционной поры, являющийся непременным представителем русской (и особенно — московской) культуры того времени.
«Коренной москвич» Жизнь Василия Васильевича Переплетчикова изначально была отмечена московскими традициями. Он родился в купеческой семье. Первоначальное образование Василий Переплетчиков получил в Практической Академии коммерческих наук.
Еще находясь в Академии, он почувствовал склонность к занятиям искусством и начал брать частные уроки у передвижника . Вслед за тем поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где стал изучать архитектуру.
Знакомство с заставляет Переплетчикова еще раз изменить род занятий. Оставив архитектуру, он посвящает себя целиком изобразительному искусству, пробуя свои возможности в графике и живописи. Его жизнь той ученической (и последующей тоже) поры – обратим на это внимание – в отличие от большинства коллег по искусству была материально благополучной, и уже в каталогах ранних выставок он (редкий случай для молодого художника) указывал постоянный адрес: «Против Яузких ворот, Хлудовский тупик, собственный дом». Такое независимое положение, казалось бы, должно облегчать ему занятия избранной профессией, но это же, может быть, больше всего станет мешать Переплетчикову в реализации своих художественных возможностей. Он и впоследствии в порыве различных увлечений не уставал себя пробовать в других областях. И отнюдь не безуспешно, т.к. был несомненно одарен.
«Известный художник» Обратившись к изобразительному искусству, Переплетчиков сближается с московской художественной средой своих сверстников, прошедших, как и он, школу Училища живописи, ваяния и зодчества. Это были , С.А. Виноградов, С.В. Иванов, Н.А. Клодт, , , и некоторые другие художники; с ними Переплетчиков станет работать рядом, а позже — создавать новые выставочные организации.
Первоначальные профессиональные интересы Переплетчикова были обращены к графике. В 1880-е – 90-е годы он много времени уделяет рисунку, изучает различные техники графического искусства (пастель, уголь, перо, карандаш, литографию, акварель), участвует совместно с С.В. Ивановым в деятельности рисовальных классов (1888).
Увлечение графикой в среде коллег Переплетчикова было столь велико, что ими даже был затеян «Периодический выпуск рисунков русских художников». В первом, изданном в этом ряду, альбоме (1886) поместили рисунки С.В. Иванов, С.А. Коровин, И.И. Левитан, В.А. Симов, А.С. Степанов и др. Переплетчиков тоже участвовал в нем — он показал литографию «Кама у Пьяного бора». Спустя пять лет, в 1891-м, Переплетчиков выпускает уже самостоятельный альбом пейзажных рисунков (перо, уголь, карандаш), свидетельствующих о внимательном изучении творчества И.И. Шишкина. Альбом был замечен. О нем писали: «интерес содержания … рисунков заключается в том, что они знакомят нас весьма точно с характерными сторонами природы нашей центральной местности. Во многих рисунках чувствуется несомненный вкус художника и умение схватывать характерные черты пейзажа». В эти же годы Переплетчиков вместе с А.А. Киселевым, Н.А. Клодтом, Л.О. Пастернаком, А.С. Степановым и И.И. Шишкиным принимает участие в графическом оформлении московского журнала изящных искусств и литературы «Артист», выполняет рисунки в литературном сборнике (1892) и т.д.
Однако главное место в его творчестве занимает станковый рисунок. Опыты своих занятий в этой области Переплетчиков регулярно показывает на выставках, которые устраивали в обеих столицах петербургское Общество русских акварелистов и московское Общество любителей художеств. Раз от разу он увеличивает число экспонируемых работ, и уже в 1898 году на выставке акварелей, пастелей и рисунков Переплетчиков представил более десяти рисунков. В такой активности современники видели отнюдь не только одно трудолюбие художника. Один из самых строгих критиков современного искусства С.П. Дягилев писал о работе Переплетчикова «Река Прорва» (1898): «она достойна внимания, во-первых, как представительница нового московского пейзажного направления с талантливым Левитаном во главе — и, во-вторых, по своим индивидуальным достоинствам». Это впечатление было не случайным. Тремя годами позже художник и критик М.М. Далькевич выделит другой пейзаж – «Осень на Волге» («наиболее сильное впечатление») и скажет, что Переплетчиков, так же как и И.И. Левитан, С.Ю. Жуковский, А.С. Степанов — «поэт, тонко воспринимающий часто неуловимые настроения природы, чувствительный, отзывчивый и умеющий передать свои субъективные чувства другим просто и свободно».
Параллельно с графикой Переплетчиков занимается станковой живописью. Он ездит с И.И. Левитаном в Саввинскую слободу под Звенигородом, с С.А. Виноградовым в Плес на Волгу и т.д. Он попрежнему необычайно работоспособен («Ну и пишем же мы с ним, — рассказывал Виноградов, — я похудел прямо»).
Творчество Переплетчикова-живописца было небезразлично современникам. Например, в 1896 году Левитан сообщит А.В. Васнецову, что Переплетчиков «недурные этюды сработал». Александр Бенуа, несколькими годами позже, отмечая работы Переплетчикова и некоторых москвичей – последователей Левитана, скажет, что их пейзажи «будут так же цениться со временем, как бесчисленные и милые «малые голландцы».
О работах Переплетчикова не только пишут критики, их воспроизводят в журналах и особенно часто в «Мире искусства» — журнале, который так чутко реагирует на появление «новой волны» в русской живописи. Произведения художника приобретал «сам» П.М. Третьяков, покупал «сам» С. П. Дягилев. Пейзажи Переплетчикова украшали мастерскую И.И. Левитана, квартиры С.А. Виноградова, А.М. Корина. Несомненным признаком популярности Переплетчикова, думается, было и то, что его в 90-е годы портретируют С.В. Иванов (1885-1890), В.А. Серов (1897), А.М. Корин (1898), А.С. Голубкина (1899).
И если в те годы Александр Бенуа отнюдь не без оснований высказывал мысль об определенной зависимости Переплетчикова от Левитана, то уже в начале нового, ХХ века Грабарь отметит иную черту: Переплетчиков становится «самостоятельным художником». К этому времени в его творчестве обозначатся и определенные тематические перемены.
В 1902 году В.В. Переплетчиков вместе с С.А. Виноградовым впервые отправляются в поездку на архангельский Север. Увиденное производит на него неизгладимое впечатление: «природа суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны. Солнце в этой стране светит целый день, так что теряешь в конце концов представление о времени. Не то день, не то ночь. В безбрежном океане мерещатся миражи, чудятся допотопные животные и в душу невольно заползает мистический ужас». Эта поездка оказала влияние на всю последующую жизнь Переплетчикова. И прежде всего на его живописное творчество. Год за годом он ездит по Архангельскому Северу, много пишет, рисует, выставляя десятки созданных там работ, объединяя их в серии, что тогда было явлением достаточно необычным. Таковы, например, его серии: «Север. Архангельская губерния», «Север. Новая земля». Кроме этого он показывал циклы работ: «Исчезающие уголки города Москвы», «Средняя полоса России» и др. Однако главной темой по-прежнему оставалась тема Севера. В своих пейзажных рисунках и полотнах Переплетчиков поэтично «рассказывает» о Севере, обжитом людьми, показывает его селения с высокими двухэтажными деревянными домами, старинными монастырями, спокойными, а иногда и бурными, реками (когда «вокруг все слишком уж спокойно, — скажет однажды художник, — я ничего не могу чувствовать»).
На протяжении более чем десятилетнего периода Переплетчиков систематически показывал на выставках (главным образом «Союза русских художников») северные пейзажи, что позволило современникам назвать его «Восторженным певцом дальнего Севера». Его работы пользовались известностью. Об одной из них – «Над Двиной надвигается буря» (1908) – И.Э. Грабарь говорил в 1909 году как о «значительной картине». Именно эту работу и другую – «Черемуха цветет» (1915) – Совет Третьяковской галереи приобрел в 1916 году для своего собрания. Пейзажные произведения Переплетчикова в предреволюционное время приобретались многими коллекционерами, среди которых назовем Д.В. Высоцкого, В.О. Гиршмана, Н.А. Львова, М.К. Морозову, М.П. Рябушинского, К.Т. Солдатенкова. Список этот можно было бы расширять и далее.
И сегодня, спустя многие десятилетия, исследователи, рассматривающие развитие русского искусства конца XIX — начала XX веков, постоянно упоминают имя Переплетчикова в ряду тех художников, которые осуществляли одно из самых заметных направлений, получившее название «московская школа».
«Исколесил всю Россию» С самых первых творческих лет Переплетчиков обнаруживает завидную «охоту к перемене мест». Он любил путешествовать. Уже в 1892 году Переплетчиков сообщал А.С. Суворину, что «большую половину года» он проводит вне Москвы. По его работам, экспонированным на выставках, можно в какой-то мере установить маршруты передвижений: Волга, Ока, Протва, Кама, Печерский монастырь, Финляндские шхеры, Урал и т.д. В поисках сюжетов он изъездил всю центральную Россию вдоль и поперек. Так было до начала девяностых годов.
Последующие годы его творческой жизни шли под знаком путешествий на Север. На протяжении двенадцати лет (1902 – 1914) ежегодно каждое лето он отправлялся к полюбившимся ему местам, о которых однажды сказал: «Суров и неприветлив Север, но меня к нему тянет. Поеду опять к Ледовитому океану, к большим сильным людям». Поездки эти были тяжелы и опасны. О посещении Новой земли в 1913 году (из Архангельска туда два раза в год в период навигации отправляется пароход) Переплетчиков рассказывал: «Било и трепало наш пароход почти весь двухнедельный рейс. Часов двенадцать стояли под туманом. Кругом ревущий океан, весь слившийся с белой мглой. Пароходные тревожные свистки и мерный, умирающий в пустом покрове тумана, звон колокола на вахте».
В странствиях по Северу, «вооружившись» этюдником и записной книжкой, он побывал на Белом море, Северной Двине, Сухони, работал в Архангельске, Гороховце, Усть-Пинеге, Ухтострове, Курострове, жил в Сийском и Красногорском монастырях. На Новой земле он посещает становище «самоедов» «Белужья губа», где обитал его ученик Тыко Вылка, добирается до самого северного европейского поселения «Ольгинское становище», пытается разыскать следы пропавших экспедиций Русанова, Седова и т.д. Возвращаясь на большую землю, он занимается просветительской работой, читает о Севере лекции, публикует дневниковые записи, сделанные там. Надо сказать, что Переплетчиков отнюдь не был первым художником, посетившим архангельский Север. Уже в 1894 году там побывал В.В. Верещагин, исполнивший этюды на Северной Двине. И в том же году туда отправились К.А. Коровин, В.А. Серов («это был какой-то другой мир, мир небес и тихой зеркальной воды… и какой-то дивной несказанной мечты»). Посетил Новую землю в 1896 году и ученик А.И. Куинджи А.А. Борисов, с этого времени постоянно путешествовавший по Северу.